Можно ли из метро сделать «скоростной трамвай»? Переделать можно хоть что. Известно, что Левша и блоху подковал. Продолжение этой истории – блоха не могла больше прыгать.

Начнем с того, что как вид транспорта «скоростной трамвай» не существует. По крайней мере, я о таком не слышал. Конечно, можно мешок назвать пакетом, колесо - резиновым кругом и т. д., но лучше, если вы хотите, чтобы вас понимали, колесо все-таки называть колесом. Насколько я понимаю, те, кто Омске заявляют о «скоростном трамвае», имеют в виду то, что во всем мире принято называть ЛРТ (от англ. Light Rail Transit). Вещь это, безусловно, хорошая. Но загвоздка в том, что легкоре́льсовый тра́нспорт имеет принципиальное существенное техническое отличие от метро – путь, которым он получает энергию для движения.

У метро оба токосъемника находятся внизу, а у всех видов ЛРТ (трамвай, электропоезд) один внизу – рельсы, а второй - над вагоном. Поэтому метро, если оно проектировалось как метро (а у нас было именно так), практически невозможно переделать в ЛРТ по банальной причине: электропоезд не получится засунуть в тоннель метро. Он для него маленький, верхняя электроподвеска туда не войдет. Разве что в Омске в качестве вагонов ЛРТ не приспособят шахтные вагонетки.
Поэтому я не представляю, каким образом из метро сделать ЛРТ, не вижу технически такой возможности.

Кроме того, обращаю ваше внимание, что «скоростные трамваи» - это недешевое удовольствие. Во всем мире они существуют в специально выделенных для этого местах, которые огорожены, чтобы обеспечить безопасность и этот самый «скоростной» режим без препятствий, например, в виде пешеходов, а это требует дополнительных затрат. И использовать ЛРТ экономически целесообразно там, где есть большой пассажиропоток, к трамваю можно прицепить и три, и четыре вагона.

А что касается не самого богатого города Омска, то, на мой взгляд, необходимо привести в порядок существующие трамвайные пути и подвижной состав. А главное - создать ОСМЫСЛЕННУЮ трамвайную маршрутную сеть.

Что же делать с нашим многострадальным метронедостроем? Закопать. И утром это будет сделать дешевле, чем вечером. Набраться мужества, вытащить оттуда все железяки, какие можно, и зарыть. А после формировать новую транспортную сеть, которая может проходить как на поверхности земли, так и под ней (с ЛРТ часто используют обе комбинации). Как я уже неоднократно писал, метро нужно только тогда, когда нет наверху земли, на которой можно сделать дорогу, и уж ни в коем случае не дублировать существующую наземную дорожную сеть – это все роскошь и глупость, которую не позволяют себе даже богатые страны, а не то что нищий Омск.

Александр Очаковский, обозреватель журнала «Бизнес-курс»