Несмотря на то, что буквально из каждого утюга предупреждают: ни под каким предлогом не сообщайте НИКОМУ своих персональных данных, люди с завидной регулярностью продолжают терять свои кровные.

Что ни день, то где-нибудь в СМИ обязательно мелькнет новость: мошенники опять развели на деньги очередную «порцию» доверчивых — и не очень — омичей. Только в сентябре зарегистрировано уже более 40 случаев — из них 19 за истекшие сутки.

И это только те, о которых стало известно.

Всего же с начала года — по данным на 14 сентября — правоохранительные органы зарегистрировали 4028 хищений, совершенных с использованием IT-технологий (в аналогичном периоде прошлого года — 5166). Установленный по уголовным делам ущерб превысил 1,14 млрд рублей (962,7 млн).

По данным Банка России, во втором квартале 2024 года банки зафиксировали почти 257 тыс. мошеннических операций. Всего, по оценкам регулятора, за апрель–июнь злоумышленникам удалось похитить у россиян 4,8 млрд руб. Объем потерь примерно на четверть превышает средний показатель за предшествующие четыре квартала. Предыдущий рекорд по объему хищений был зафиксирован в первом квартале 2023 года и составил 4,6 млрд руб.

Стоит так же отметить, что в прошлом году на 37% выросло количество жалоб, поступивших в Банк России, на социальную инженерию.

СПРАВКА:

Социальная инженерия — метод получения необходимого доступа к информации, основанный на особенностях психологии людей. Основной целью социальной инженерии является получение доступа к конфиденциальной информации, паролям, банковским данным и другим защищенным системам.

Кстати, сам метод далеко не новый — яркий тому пример: чтящий уголовный кодекс великий комбинатор Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей Ильфа и Петрова.

Схем, которыми пользуются эти, с позволения сказать, социальные инженеры, великое множество и они неутомимо продолжают изобретать всё новые. Ниже мы приведем несколько — назовем их базовыми «разводками» — в сопровождении интервью с омичами, в той или иной степени пострадавшими от мошенников. По понятным причинам — кому понравится выглядеть простофилей? — имена были изменены.

Итак, со слов зампреда правления Сбербанка Станислава Кузнецова, наиболее актуальными и опасными мошенническими схемами в России являются звонки по телефону и сообщения в мессенджерах от имени правоохранительных органов и сотрудников Центробанка. В обоих случаях злоумышленники добиваются перевода денег на так называемый «безопасный» счет.

В общении с жертвой злоумышленники используют два сценария: они либо запрашивают данные карты, пароли из СМС и другую информацию, чтобы похитить деньги, либо убеждают людей самостоятельно совершать операции: переводы, снятия и зачисления денег в банкоматах. Провоцируя людей самостоятельно осуществить перевод, мошенники подчеркивают, что не запрашивают никаких паролей и реквизитов, тем самым вызывая дополнительное доверие собеседника. В приведенном ниже случае имел место второй вариант.

Фото: runews24.ru

Светлана Анатольевна, работала экономистом в солидной компании, полгода на пенсии:

— Вы знаете, вспоминать всё это мне крайне неприятно и я очень сомневаюсь, что кому-то поможет. Просто по себе знаю. Кто и с чем мне только не звонил, я только смеялась: ага, нашли идиотку. И, как оказалось, таки нашли.
Если коротко: я простыла и после нескольких часов «хождения по мукам» в поликлинике ползла домой. Тут мне звонит на сотовый мужик и говорит, что надо поменять медицинский полис.
— Так они же бессрочные…
— Я знаю, не перебивайте. Просто в мою больную голову вдруг стукнуло, что раз я вышла на пенсию, то, наверное, полис должен поменяться. Он спросил, где мне удобнее получить новый, я ответила, что в нашей поликлинике. Дальше еще пара-тройка «усыпляющих» вопросов и заключительный аккорд: чтобы завершить учетную запись, вам придет код. Пришел из 4 цифр, я его назвала. Он: ой, что-то не проходит, сейчас придет другой. Пришел длинный, я и его назвала.
— И вас это не насторожило? Это же стандартная схема…
— Вы знаете — нет. Я как под гипнозом была… Ну, а дальше стала названивать якобы девица из Госуслуг с предупреждением, что мою учетную запись взломали мошенники. Потом меня взял в оборот уже «сотрудник» ФСБ, который сообщил, что это злыдни ВСУшники получили доступ к моим счетам и надо срочно их закрыть, пока все не сняли. Но поскольку они занимаются исключительно расследованием, а не финансами, то он соединит меня с «сотрудником банка России». Та, соответственно, сказала, что мошенники не только пытаются снять мои деньги, но и взять на мое имя кредит. Чтобы обезопасить себя, мне пришлют ссылку, которую я должна загрузить. Ссылка пришла, но телефон у меня не новый и она никак не загружалась. Тогда меня переключили на «технического специалиста» банка, который тоже попытался загрузить, но увы. В итоге было велено снять деньги со счета — во избежание — и срочно купить новый телефон, за который, якобы, деньги потом вернут. И я, как дура, поскакала в ОТП банк, где у меня лежали деньги еще со времен Степанова.

Справка:

Степанов Валерий Николаевич в 1989 году был назначен начальником Омского областного управления Промстройбанка СССР, в последующем избран председателем правления, президентом ОАО «Омскпромстройбанк».
После объединения с «Инвестсбербанком» в 2006 году был назначен генеральным директором Омского филиала, первым вице-президентом и членом правления ОАО «Инвестсбербанк» (с 2008 — «ОТП Банк»).
В марте 2013 года подал в отставку.

— От всей этой суеты-беготни совсем выбилась из сил, я же все-таки болела. Думаю, пойду домой — благо не очень далеко, да и деньги, если что, уже на руках — передохну, выпью кофейку и заодно с сыном посоветуюсь, какой лучше телефон купить. И это оказалась самая умная мысль за последние несколько часов. Сын, когда все услышал, мозги-то мне быстро вправил. Говорит: ну, мать, ты даешь, уж от кого от кого, но от тебя-то я такой глупости никак не ожидал. И у меня самой в голове вдруг что-то сдвинулось — я как очнулась: господи, что натворила то? Где были мои мозги? Понятно, что если бы мелькнуло словосочетание «безопасный счет» или еще что, я бы мигом сообразила. А так получается, они вели меня, как бычка — или корову? — на веревочке…
— То есть с вами кто-то постоянно был на связи?
— Ну да! Передавали меня от одного к другому, ни на минуту не прекращая разговор и не давая ни вздохнуть, ни что-то сообразить. Как мне сказали в полиции: вам крупно повезло, а то могли бы размотать на солидную сумму: и сбережения бы все до копейки выгребли и кредитов бы еще навешали.
— Чем всё закончилось?
— Ну, они, конечно, еще подоставали меня звонками, но сын все почистил-заблокировал — тогда угомонились. Вот такая «многоступенчатая» история.
— Спасибо вам за подробный рассказ. Надеемся, что он будет поучительным примером для многих омичей.

Еще один вид довольно распространенного мошенничества — это взлом аккаунта в соцсетях, например, в том же WhatsApp*. А дальше уже несколько вариантов на выбор: либо пройти опрос, либо проголосовать по ссылке, либо рассылка от имени владельца профиля с просьбой занять денег и т. д.

фото: echmaniacs.gr

Наталья, 30 лет, парикмахер-стилист:

— У меня контактов море, сами понимаете: друзья, приятельницы, клиентки. А тут — когда же, в июле, что ли — мне звонит подруга в тихой панике: Наташка, что случилось, зачем тебе так срочно деньги понадобились, чего темнишь? Я ничего не понимаю, прямо обалдела: какие деньги, ты о чем? Ну она и рассказала, что ей в WhatsApp* пришло от меня сообщение, что мне нужно срочно 47 тысяч, зачем — расскажу потом, горю. Как оказалось, такая рассылка прошла практически по всем моим контактам и суммы у всех были разные: от 18 до 56 тысяч рублей. Хм, как они, интересно, определяли, с кого сколько стрясти? Или наобум писали? Всем, кто пытался уточнить, они отписывались от моего имени, что сбросить надо на такую-то карту, мол, моя пока на замене, что ли. Хорошо, подруга позвонила, а то кое-кто даже успел денежку кинуть. Ну, позвонила в службу поддержки, там всё заблокировали — предупредили-разослали про взлом, потом все восстановили. Народ теперь вроде как начеку и на такие рассылки больше не ведется.

Ольга, 37 лет, менеджер по продажам:

— Вы знаете, у меня солидная клиентская база, со многими я работаю уже не первый год, поэтому знаю, как с кем общаться и что от кого примерно можно ждать. Как говорится, в каждой избушке свои погремушки. Поэтому когда мне на WhatsApp* пришло сообщение от давней клиентки: «Добрый вечер, мне неудобно конечно, могу попросить занять мне 42 000 на пару часов? Я заказ не могу оплатить, у меня банк карту заблокировал. Если есть возможность, я сейчас скину куда перевести». Я сразу насторожилась. Во-первых, мы работаем не первый год, но она, как человек воспитанный, всегда — всегда! — обращается ко мне по имени-отчеству: Ольга Борисовна. И никогда с какими-то личными просьбами, тем более, с такими странными — это совсем не в её стиле. Я, естественно, ответила «нет». Тут же приходит следующее сообщение: «А часть? Либо с кредитки может? Я могу отдать больше, совсем уже не знаю кого просить». Я просто перестала отвечать.
— Ну, а если у человека действительно был край? Знаете, в таких случаях цепляются и за соломинку.
— Простите, но у неё, во-первых, был не вопрос жизни и смерти, а просто рабочая ситуация. Поэтому с чего бы ей обращаться к практически незнакомому человеку? А во-вторых, как я уже сказала, это совершенно не в её стиле.
— Не боялись потерять заказчика?
— Нет, абсолютно. И, как показало доигрывание, оказалась права — позже пришло сообщение, что её аккаунт взломан.
— Вы всегда так хладнокровны и рассудительны?
— Когда каждый день только и слышишь, что мошенники опять кого-то обчистили до нитки, по другому нельзя. Поэтому я никогда не участвую ни в каких опросах-анкетированиях-розыгрышах-рассылках. И если звонит кто-то посторонний, неважно как и кем он представляется — я сразу отключаюсь и блокирую номер.
— Спасибо вам, Ольга Борисовна. Надеемся, что вы послужите примером разумного поведения для наших читателей.

Нина Аркадьевна, 54 года, коммерческий директор:

— Вы знаете, день на день, конечно, не приходится, но иногда всё вдруг наваливается, а телефоны буквально разрываются от звонков, поэтому отвечаешь уже не глядя. И, естественно, среди кучи звонков по работе, попадаются и всякие разводки.
— Например? Не вспомните, что звонили-предлагали?
— Ой, так сразу все и не вспомню, тем более, что одно время звонки шли «косяком», по 3-4 в неделю. Я даже у одного спросила: что, мой сотовый на всех омских заборах поклеен?
Точно звонил «начальник отдела» Сбербанка, потом какая-то дама предлагала акции «Газпрома», которые буквально «только сегодня» по какой-то суперцене. Ну, я посмеялась, говорю: ага, мне только газпромовских акций для полного счастья и не достает. Было еще что-то вроде пройди по ссылке и отпишись от вычетов на СВО, иначе будут удерживать с каждой зарплаты… Что же еще? Нет, не помню. Может по ходу разговора что-нибудь всплывет. Я, в любом случае, всегда настороже — про телефонных мошенников наслушалась и насмотрелась, так что… Особо настырным сразу говорю: предоставьте ваши контактные данные для проверки или я звоню в полицию. Практически сразу отваливаются. Ну и плюс программа, которая спам обрубает.

— А вот соцсети я как-то в расчет не брала, я там малоактивна — предпочитаю живое общение — но WhatsApp* пользуюсь, конечно. В основном, не по работе, а так, с иногородней родней или приятельницами по видеозвонку пообщаться. Поэтому, когда мне в аккаунт пришло сообщение от нашего бывшего главбуха — они года три-четыре назад всей семьей в Краснодарский край переехали — с просьбой проголосовать за рисунки внучки, чтобы их в Москву на выставку отправили, у меня даже ничего не шелохнулось. Внуки — это святое. Спрашиваю, как узнать и проголосовать? Она мне ссылку, мол, загрузи, там всё есть: и рисунки, и фамилии. Попробовала загрузить, а ссылка тяжелая, не загружается. Ну я и отписала, что на ноуте дома загружу и проголосую. Она ответила: не вопрос, лишь бы до 12 ночи, а то потом поздно будет. Дома, понятно, закрутилась и благополучно забыла. Спохватилась где-то часов в 10 вечера, глянула в телефон, а там уже сообщение, что у неё аккаунт взломан. И, как позже выяснилось, не у неё одной. В общем, порезвились мошенники с размахом. Страшно подумать, что было бы, загрузи я эту клятую ссылку. Как говорил незабвенный Шпак: всё, что нажито непосильным трудом… Ну это я сейчас смеюсь, а тогда было не до смеха — так опростоволоситься!

Теперь, наученная горьким опытом, не тороплюсь загружать всевозможные ссылки-рассылки, в том числе и с «космически выгодными» предложениями от всяких онлайн-магазинов. У меня знакомая так какую-то невероятную шаль авторской работы уже купила: деньги перечислила, а в ответ тишина: ни шали, ни денег, ни магазина. Так что, как говорит моя внучка: да ну ба, на фиг, на фиг.

фото: krymsk-region.ru

Еще один довольно распространенный вид мошенничества — так называемая «халява, плиз», жертвами которой чаще всего становятся пожилые люди.

Анастасия Владимировна, 62 года, бывший главбух, на пенсии, но иногда подрабатывает по профессии:

— Случай где-то даже банальный, тем более, что всё обошлось… Но вы правильно делаете, что доводите до сведения людей, мы ведь чуть не попались.
Мужу — он военный, на пенсии — позвонил мужчина и сказал, что по госпрограмме в домах будут менять счетчики учета электричества. И есть два варианта: либо он записывает вас на очередь, чтобы была бесплатная замена по госпрограмме, либо вы потом сами меняете, но уже за деньги. Тех, кто меняет по госпрограмме, он должен поставить на очередь, для чего должен прийти код, чтобы эту очередь вроде как зафиксировать, как-то так он сказал. Сначала первый код пришел маленький, муж его назвал. Второй код пришел уже большой, но тут он вовремя сообразил и второй код называть не стал и, что называется, отправил его по известному адресу. Мужчина этот не сдался и еще несколько раз ему звонил, но муж не брал трубку. Потом он позвонил мне. Я, в свою очередь, дозвонилась до «Омскэнерго» и уточнила эту информацию у оператора. Тот сказал, что это мошенники и ни по какой госпрограмме они никакие счетчики не меняют, это всё развод. Я знаю, что в Омске много пенсионеров, поэтому обращаюсь к ним: будьте внимательны и не поддавайтесь на уловки мошенников. Ну и дети, конечно, не оставляйте своих стариков без внимания.

— Спасибо, Анастасия Владимировна.

На «закуску» несколько относительно новых схем.

Как заявил вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов, набирает обороты метод по обновлению банковского приложения.

Мошенники представляются сотрудниками какого-либо банка и предлагают установить «правильную версию» сервиса по ссылке, иначе будут заблокированы все счета и карты клиента. Если же человек поддается на эту уловку, то после перехода по ссылке экран смартфона будет заблокирован, а мошенники получают доступ к кабинету пользователя в приложении.

Со слов зампредседателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, телефонные мошенники чаще всего — около 80% случаев — используют два способа увода денег: мобильные платежные системы (pay-сервисы) для бесконтактной оплаты и переводы между своими счетами. Порядка 50% похищенных средств выводится по следующей схеме: злоумышленники убеждают жертву установить на смартфон приложение мобильной платежной системы (если оно еще не установлено) и привязать к устройству банковскую карту, которая принадлежит мошенникам.

Самыми же «актуальными и опасными мошенническими схемами» по его мнению, «являются звонки по телефону и через мессенджеры от имени сотрудников правоохранительных органов и Центрального банка с необходимостью перевода денег на «безопасный» счет».

Еще один момент, но уже «местного розлива»: судя по новостям за последние два дня, в Омске «разгулялся» «сотрудник ФСБ», успевший «нахлобучить» омичей почти на шесть миллионов рублей.

Без вопросов: и правоохранительные органы, и банки, и сотовые операторы прилагают немало усилий для предотвращения кибер-преступлений, но этого пока недостаточно. Надо, чтобы вы, дорогие омичи, тоже включали голову, прежде чем слепо следовать указаниям мошенников. Поэтому ниже — да-да, опять: повторение — мать учения! — приведены несколько простых правил, о которых вам твердят ежедневно и еженощно. 

Итак, общие рекомендации «Как не стать жертвой мошенников»:

  1. Не сообщайте никому и никогда паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию. Не публикуйте ее в социальных сетях, на форумах и каких-либо сайтах в Интернете, а также не храните данные карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне.
  2. Если с неизвестного номера звонит сотрудник Центробанка, правоохранительных органов, государственной организации или банка с сомнительным предложением (например, сообщением о попытке оформления кредита или подозрительной операции от вашего имени, обещанием высокого дохода по вкладу, предложением перевести средства на специальный счет Центробанка и тому подобное) или по телефону запугивают и требуют быстрых действий с финансами, положите трубку. Если подозреваете, что вам звонит мошенник, позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты или на его сайте, или в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий. Набирайте этот номер вручную. Если с вами связались из компании, клиентом которой вы не являетесь, сначала проверьте ее по справочнику финансовых организаций.
  3. Прежде чем принять какое-либо решение, связанное с крупными для вас денежными расходами, посоветуйтесь с близкими, а еще лучше — со специалистами.
  4. Не совершайте каких-либо действий по счету, если вам звонят из Центробанка с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на «защищенный» или «специальный» счет, или с предложением об оформлении кредита. Банк России не открывает счета и не работает с гражданами.
  5. По возможности установите антивирус на все устройства и обновляйте его.
  6. Совершайте покупки в Интернете только на проверенных сайтах. Заведите специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты. При совершении покупок обращайте внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения (замочка).
  7. Не соглашайтесь сходу ни на какие «заманчивые предложения» — будь то «выгодный кредит» или внезапная компенсация. Дайте себе время на размышление, посоветуйтесь со знакомыми, пробейте в интернете информацию о компании и «уникальной акции», которую она вам рекламирует.
  8. Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах (Яндекс, Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой.
  9. Во всех случаях, вызывающих подозрение, немедленно обращайтесь в полицию.

На этом, пожалуй, что и всё. Берегите себя, своих близких и, конечно же, свои «кровно заработанные». Мы, со своей стороны, постарались вам в этом помочь. Как смогли.

Ульяна Нескорова