За день до концерта в СКК имени Блинова музыканты группы «ДДТ» дали пресс-конференцию. Корреспондент БК55 приводит наиболее интересные фрагменты из беседы лидера группы Юрия Шевчука с омскими СМИ.

- В 80-е годы власти включали рок-музыкантов в списки «неугодных», спустя 30 лет история повторяется.

- История не повторяется, история рифмуется. В 80-е годы по стране ходили бобины, которые распространялись меломанами. Если ты хочешь найти информацию, ты ее получишь. В данный момент получилось так, что мы победили. 

- Прежний бас-гитарист «ДДТ» отправился странником в Тибет. Может случиться так, что вся группа уйдет вслед за ним?

- Ко всему нужно относиться с иронией. Не надувать себя псевдопафосом, не делать вид, что спасаешь кого-то. Трудно быть человеком в наше время. Бороться нужно за другое - за свет в окошке, за несословное государство, за равенство всех перед законом, чтобы не было князей и бояр. Раньше они на конях были, сейчас с мигалками ездят. Что изменилось? Наша новая программа «Иначе» о Гамлете 21 века. У нас на видеоэкранах во время концерта будет бегать молодой парень, который мучается. Переживает, стеклянные стены разбивает. Пытается разбить непонимание между людьми, вырваться на свободу. Эта программа о любви, которая порхает в безвременье; о том, что без свободы не может быть ничего. О том, что не надо бояться будущего. У кремлевских, к их несчастью, нет оперативных данных о будущем. Они его боятся, затовариваются деньгами. Прошлое преследует нас с наганом и дубиной. Вот и Медведев о важности прошлого недавно говорил в Париже... Но от будущего не откупиться. 

- Какое человеческое качество кажется вам самым омерзительным?

- Не люблю цинизм. Цинизм произрастает из эгоцентризма. Это ужасно. Помню, 18 лет назад, во время чеченской кампании генерала, который заявил мне: «Солдат на то и солдат, чтобы умирать», я вызвал на дуэль, а он убежал. Надо беречь и пытаться понять друг друга. Многие так живут: сидят на кухне, жалуются на то, что их пенсия не 5 тысяч долларов, говорят: «Шевчук - козел, все козлы»... 5-6 лет назад Чулпан Хаматова говорила, что в нашем творчестве много социалки, чувств не хватает, спрашивала: где лирика? А потом она случайно попала в детскую больницу. А там нехватка медикаментов, холодные батареи, кровати в коридорах. После этого она построила в России такую больницу, каких по масштабам нет даже в Европе. Вот это дело!  

- Вы начинаете выступление с исполнения необычной программы «Иначе», не боитесь реакции поклонников старых песен?

- Первые полтора часа мы будем исполнять новую программу «Иначе». Затем вы отмучаетесь и будете слушать старые песни.  

- Адаптируете ли вы свое творчество к молодежи, как относятся к вашей новой программе в различных городах?

- Есть мода, есть айфоны. У молодежи сейчас тезис такой: «Все, чего нет в моем айфоне, не существует». Это тоже стеклянные заборы, которые ограничивают нас. Наша программа для восприятия, конечно, непростая. Первый концерт «Иначе» обернулся убытками в 200 тысяч рублей, второй - отыграли «по нулям», третий - «минус 400». Первые два месяца после начала гастролей «Иначе» мы с ребятами жили только на дисках, которые продавали перед концертом. Но мы решили драться до конца. И это пережили. Потом программа пошла в Екатеринбурге, Уфе.  

- Почему во время концерта на экранах царит арт-хаус?

- Визуализация шла от меня: я по образованию художник. Люблю размах, цвет, живопись, кинематограф. У нас было три программы с акцентом на визуализацию - «Черный пес Петербург» в 1992 году (были декорации, над сценой летал маятник, символизирующий ход времени), затем - «Мир номер ноль», «Иначе».  

- Вы по-прежнему читаете книги перед сном?

- В поезде на пути в Омск прочел историю Муссолини. В другом поезде читал книгу о первой французской революции 1790 года. Робеспьер, Дантон, Марат... Интересно было узнать, как они друг друга «гильотинизировали». Интересно. Много нынешних дней в том времени... Были либералы, были демократы, были левые и правые, а в результате пришел Наполеон. Тиран. И все они друг друга перерезали...  

- Когда-то вы носили футболку с надписью “Jesus was hippy”, что бы сейчас вы написали на своей одежде?

- Не знаю. В то время были гонения на хиппи. Но тогда и христианство было не брендом, мягко говоря. Придти в храм считалось смелостью. Мне дали в руки альбом «Иисус Христос - супер-звезда». Этот альбом у нашего рок-н-ролльного поколения родил любовь к христианству, к этом чуду, оттуда все пошло. Сейчас из христианства пытаются сделать политическую партию. Это чудовищно. Некоторые околокремлевские люди от лица всех православных говорят, что, оказывается, у церкви есть враги. Эти люди не любили никогда, христианство - это, прежде всего, любовь.  

- Что для вас провинция?

- О, это замечательно: самые прекрасные люди, самые честные журналисты (с иронией - «БК55»)... Я сам провинциальный человек. За хлебом сам хожу, охраны у меня нет. Жил в Магадане, на Кавказе, в Уфе, потом приехал в Питер. В столичный город с провинциальной судьбой. Провинция питает столицу, дает ей художественные силы. Пушкин, Толстой, Достоевский тоже были не из столицы.  

- Вы критикует коллег? Почему обращаетесь в своем творчестве к политике?

- Больше сострадаю... Главное, чтобы музыкант, умел играть на инструменте. Однако человек не просто человек, но еще и гражданин. Поэтому должен выражать свою гражданскую позицию. Нынешняя система построена на страхе и насилии. Кто мигалки имеет, тот считает себя «ровнее». Как у Оруэлла. Это несправедливо. Рынок - это хорошо. Но мы уже живем где-то едва не в рабовладельческом строе. Музыканты превращаются в крепостных, официантов от искусства, выступающих на бесконечных корпоративах. Они эстрада, обслуга, рок-н-ролл - это свобода. Эстрада обслуживает на свадьбах и похоронах. Рок - больше, чем гаммы. Творчество – это гораздо больше, чем просто политика. Вспомните произведение «Борис Годунов». Там есть лирика, политика и философия.

 

Записал Виталий Ганнащук