Асфальт разрушается грузовиками, везущими гравий к объекту. (ФОТО)

Обитатели садового товарищества «Озёрное» в Таврическом районе Омской области, у истоков которого стаяло моторостроительное объединение им. П. И. Баранова, серьезно обеспокоены судьбой своей подъездной дороги. Крупная стройка магистрали газораспределительной станции (ГРС), идущая по соседству, начала угрожать сохранности пятикилометровой трассы. Тяжелая техника и грузовики постепенно разрушают дорожное покрытие, не рассчитанное на такую нагрузку.

Об этом редакции «БК55» рассказали местные жители.

«Подъездная дорога длиной 5 км, дорожное полотно имеет асфальтовое покрытие. Этой дороге около 30 лет. Построена в 1995 году по нацпроекту. Она — собственность Таврического района, но все годы ремонт осуществляем мы.

Асфальт до дач имеют только 3 садоводства в области.

И вот уже две недели, как в нашем направлении начали ездить большегрузы с гравием. Но они не должны ездить по подъездным дорогам к посёлкам.

Дело в том, что «Газпром» строит в нашем направлении свой объект. Субподрядчик — «Волга-Газ», они и ведут строительство. И используют для проезда нашу дорогу.

Мы считаем её нашей. Половина садоводов — пенсионеры, которые регулярно сдавали деньги на ремонт.

В области не так давно начали восстанавливать дороги за огромные деньги. Очень хочется сохранить уже имеющиеся. Ведь газовая магистраль пойдет дальше», — написала нам председатель СНТ Ольга Александровна Саблина.

Поскольку стройка крупная, для начала мы обратились в региональный минтранс.

— Дорога принадлежит администрации Таврического района. Она у них на балансе, они за нее отвечают, — ответили нам в ведомстве.

— Понятно. Правда, стройка не их, а «Газпрома». Крупный объект. Поэтому мы и беспокоим сейчас ваше ведомство.

— Если начали стройку, администрация должна дать разрешение. Тут нужно разговаривать с «Газпромом» и райадминистрацией, у нас нет полномочий вмешиваться в их деятельность, — сообщили в министерстве.

В администрации Таврического района оперативно ответить на вопрос БК55 не получилось. Потребовалось некоторое время.

Пока суть да дело, мы связались с главой СНТ Ольгой Саблиной.

— Ольга Александровна, что это за стройка? Можете подробнее рассказать?

— Это достаточно крупная газовая магистраль. Она идет через реку Иртыш. Магистраль проходит по дну и идет в Азовский район. Вот они перекинули «трубу», а мы тут как раз недалеко.

Через дорогу уже провели, и теперь им нужно оборудовать площадки.

Там мощная техника пошла. А у нас до садоводства по нацпроекту построили дорогу — хорошую, асфальтированную. Теперь же нашу дорогу убивают.

Всю неделю ходят большегрузы. Но по законам, по нормам ГИБДД, они не должны ходить по подъездным дорогам. Потому что они рассчитаны на небольшой тоннаж.

Есть дорога рядом, по полю. Там они и должны проезжать. Но нет. Выдавили ямы на нашем асфальте.

У нас по этой дороге ходит пассажирский автобус. И были случаи за эти 30 лет, что водитель автобуса отказывался ехать.

— Может быть, можно это объяснить водителям грузовиков?

— Я к этим водителям подошла и спрашиваю: «Почему вы разбиваете дорогу? Вы должны ехать по полю. Вы же разрушаете асфальт!». Но они глаза опустили — и все. Телефонов никаких нет, прорабов нет. Ничего не добиться. Их ведь даже не найти. Сказали — «Волга-Газ». «Газпром» нанял эту компанию как субподрядчика на строительство площадки. И всё.

Туда загнали катки, да и гравий возят постоянно машинами тонн по пятьдесят. 30 лет у нас была дорога, а сейчас она просто исчезнет.

— Насчет автобуса — перспектива и правда настолько плохая?

— Да, пассажирский транспорт ходить не будет. Ведь перевозчики не имеют права рисковать безопасностью людей.

До нас пять километров идет специальный маршрут. Мы долго боролись, чтобы его восстановить, когда дорога была плохая. И если сейчас трассу снова испортят, у нас просто будет перерезано пассажирское сообщение.

Дорога — собственность района, хотя после строительства ее долго в районе не хотели принимать на баланс. И теперь мы все эти 30 лет ее поддерживаем. Со стороны района ведь ни разу ни одной ямы не заделали. Мы стараемся сами.

Здесь у нас, в садоводстве, уже свой микромир. Два озера, воздух хороший. Родители привозят детей на каникулы, к бабушкам-дедушкам. Но если испортят дорогу, и из-за этого перестанет ходить автобус, здесь жизнь замрет. Люди не смогут доехать, привезти детей. А здесь много пенсионеров, живущих на пенсию да «с дачи», — обрисовала картину жизни председатель СНТ.

Тем временем на связь вышли представители Таврического района. Мы поговорили с главой местного комитета по делам градостроительства, архитектуры и газификации Александром Овдовиченко.

— Александр Борисович, жители СНТ «Озерное» боятся потерять и дорогу, и «дачный» автобус.

— Мы уже подготовили письмо в ГАИ с просьбой ограничить тоннаж проезжающих машин на этой дороге. Больше мы ничего не можем сделать.

Там ведь даже знака об ограничении нет.

— Этот нюанс в нашем расследовании еще не «всплывал»…

— Есть понятие «Проект и организация дорожного движения». В этом документе, касающемся каждой конкретной дороги, все расписывается. Ставятся все знаки — предписывающие, запрещающие, разрешающие, — которые должны стоять на дороге. И все ограничения. Этот проект согласовывается с областной Госавтоинспекцией. Но в случае с подъездной дорогой к СНТ «Озерное» этого нет.

— Но ведь в правилах, говорят, обозначено, что по подъездным дорогам многотонный транспорт ходить не должен…

— Сейчас у ГАИ нет оснований их останавливать, без знака. Поэтому мы письмо написали в областную Госавтоинспекцию. С просьбой рассмотреть вопрос об ограничении нагрузки. Больше мы ничего не сделаем.

— А можно будет еще учесть тот факт, что из-за разрушающейся дороги к садовому товариществу вот-вот перестанет ходить пассажирский автобус? Ведь это становится небезопасно для людей.

— Но там ведь сейчас дорога не в таком ужасном состоянии.

— Это пока. А потом?

— Потом трудно сказать. Строится новая газораспределительная сеть, и туда возят материалы.

— Об этом-то и речь. Но люди лишатся автобуса, если дорогу испортят.

— Мы ведь тоже заинтересованы. Это наша дорога, нам потом ее ремонтировать придется!

— А сейчас люди сами ремонтируют, за свои деньги. Поэтому им особенно обидно.

— Да что там они ремонтировали, там две ямы засыпаны кирпичом! — в некотором недоумении сказал глава профильного комитета.

— Они эти материалы — ломаный старый асфальт — покупали за свои деньги.

Послышался тяжелый вздох.

— Знаете, сколько у нас таких дорог? И самое обидное, что дорога наша, а земельный налог платят Омскому району. Мы содержим, ремонтируем — а налоги идут в Омский район.

Надо признать, досада, чувствовавшаяся в голосе нашего собеседника, нашла свое объяснение.

— Но сейчас дана команда: специалисту подготовить письмо и отправить его в областное ГАИ. Чтобы ограничили разрешенный тоннаж для этой дороги, — заверил глава профильного комитета райадминистрации.

Остается надеяться, что сотрудники Госавтоинспекции успеют с этими поправками до того, как асфальт на дороге успеют серьезно повредить.

БК55 будет следить за этой ситуацией.