Ремонту подлежит около 400 км труб «Тепловой компании».
В Омске может появиться программа по развитию тепловой отрасли города и выведению этой сферы из критической ситуации. Пока меры коснутся АО «Тепловая компания», испытывающей очевидный кризис.
Так, сегодня на заседании комитета по вопросам ЖКХ Омского горсовета рассматривался вопрос о прохождении отопительного периода 2023–2024 годов.
Вначале был заслушан доклад заместителя директора департамента городского хозяйства мэрии Владимира Сыркина.
Он, в частности, сообщил: в текущем сезоне в городе произошло 1155 случаев отключений отопления для проведения профилактических работ во избежание аварий. Из них на счету «Тепловой компании» — 879, «Омск-РТС» — 91, иных компаний — 185.
Самые крупные внештатные ситуации, связанные со снижением параметров теплоносителя, зафиксированы в декабре 2023 года — на ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5 АО «ТГК-11». Последствия ощутили на себе жители Октябрьского, Центрального, Ленинского и Советского округов Омска.
— Администрация Омска совместно с Госжилинспекцией, Омск-РТС, управляющими организациями, обслуживающими отапливаемые ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5 многоквартирные дома, была организована работа по наладке гидравлических режимов тепловых сетей, регулировке внутридомовых отопительных систем. Приняты все необходимые меры по недопущению размораживания систем объектов», — подчеркнул Сыркин.
Отопительный период в настоящее время проходит в штатном режиме, завершил доклад представитель мэрии.
Первым вопрос задал Анатолий Канунников.
— Пока еще жители Омска в соцсетях «не отошли» от того, что было с отоплением этой зимой. Им явно не хватает информации… И мелькает мысль в пабликах: город чуть не заморозили, а никаких наказаний никто не получил. Нам надо информационно подпитывать людей. Особенно сейчас.
Депутат Канунников выразился мягко, хотя ситуация с аварией на ТЭЦ-5 была для омичей крайне жесткой. Но вот глава комитета Сергей Фролов, взяв слово, продолжил обсуждение темы уже в более привычном ему ключе.
Надо признаться, он начал с момента, который «резанул» слух еще на этапе чтения Сыркиным доклада.
— Цитирую: «Отопительный период 23-24 годов проходит в штатном режиме». Вот эта авария, к которой подключался губернатор, на пятой ТЭЦ, еще там ряд катаклизмов…
А еще сообщения омичей в соцсетях о том, что ресурсоснабжающая организация выставила квитанции по домам, где не было тепло, в полном объеме…
У меня вопрос: я понимаю, что «Омск-РТС» и ТГК-11 — это коммерческие структуры. Но департамент горхозяйства должен обеспечивать жизнедеятельность города.
И это — «Зима прошла в штатном режиме»? Для нас на следующий год уже не будет удивлением, если на ТЭЦ-5 снова что-то случится? Это уже штатно будет?
Я понимаю, что вам тяжело ответить. Это не ваш уровень…
— Почему? — вскинулся Сыркин
— Пожалуйста!
— Я скажу, что при поддержке прокуратуры Ростехнадзор после этого инцидента на ТЭЦ-5 как бы вышел… Была проведена как бы проверка по поручению прокуратуры. Ростехнадзор самостоятельно не мог проверить… — завел было Сыркин.
— То есть это будет на следующий год штатно? С проверкой прокуратуры? Что изменится в рамках подготовки в летний период к отопительному периоду? — не давал спуску Фролов.
— Выявлено больше 300 нарушений, — неуверенным голосом, но упорно продолжил Сыркин. — Надеемся, что все они будут устранены ТГК-11. И мы в период проверки готовности к новому отопительному сезону будет держать процесс ликвидации нарушений на контроле, — пообещал представитель департамента городского хозяйства.
— У меня просто банальный вопрос: а сколько финансовых средств заложено на техническое перевооружение «Тепловой компании» и «Омск-РТС» на следующий год? Вы можете сказать? — продолжал Фролов. У вас, как у представителя мэрии, есть понимание? Ведь «сколько денег — на столько и спляшем!». Сколько РТС и ТГК-11 заложило в километраже замену труб? Замену котлов? Цифры эти есть?
— С собой цифр нет. Знаю, что инвестпрограмма ТКГ-11 в конце прошлого года была на утверждении, ее утвердили.
— А что внутри нее — можете сказать?
— …
— Нет, вы только не думайте, что я придираюсь. Чтобы что-то заменить, нужны финансовые средства. Их всегда дефицит. И, исходя из этого, ставятся приоритеты. И уже на них закладывается финансирование.
Вот произошла авария на ТЭЦ-5. Ездил губернатор, держал на контроле. Выводы сделаны из этой ситуации? В инвестпрограмме деньги заложены? Вы этим интересовались? — не терял привычной жесткости Фролов.
— … Я не отвечу сейчас на этот вопрос, — после заминки сообщил Владимир Сыркин.
Фролов со вздохом поблагодарил. И передал слово гендиректору АО «Тепловая компания» Владимиру Дмитриеву.
У него, надо сказать, тоже был свой доклад. Но Дмитриев не стал его скороговоркой зачитывать. Сразу перешел к проблемам текущего осенне-зимнего периода.
И отдельно — к теме сбоев на двух омских ТЭЦ.
— Действительно, проблема была. И думаю, что благодаря слаженным усилиям и области, и города, и управляющих компаний, мы смогли сдержать ситуацию и не позволили разморозить систему ни в одном доме.
Были пересмотрены все гидравлические режимы, скорректированы работы насосных станций и так далее. Эта работа сверху не видна, но внутри кипела и день и ночь.
Сделаны серьезные выводы и в ТГК-11, и в «Омск-РТС», — сообщил Дмитриев.
Далее последовал анализ работы «Тепловой компании» в осенне-зимний период.
— Есть ряд недоработок, которые не были учтены во время вхождения в ОЗП. Я считаю, что недостаточно объективно были проведены профилактические мероприятия в части определения проблемных участков. Как результат — появились повреждения.
Очень серьезно подкосил нас в этом году недостаток персонала. Произошел отток сварщиков, водителей и операторов. На сегодня укомплектованность персоналом составляет у нас около 70%. И это негативно сказалось на ситуации.
Были приняты меры. И, по моему мнению, сейчас ситуация стабилизировалась.
Самая главная проблема, по словам Владимира Дмитриева, старение сетей.
— Сейчас у нас недоремонт составляет около 400 км. Цифра эта огромная. Для стабилизации ситуации нужно будет вкладывать по миллиарду рублей каждый год на протяжении десяти лет.
Понимаю, что это в одночасье не делается, — завершил Дмитриев.
Вопросов, конечно, последовало много. В частности, Аркадий Лунев в недоумении воскликнул:
— Как «Тепловая компания» могла получить паспорт готовности с укомплектованностью штата в 70%? Почему компанию признали годной?!
Владимир Сыркин снова заговорил о проверке. И о том, что упор делался на наличие кочегаров и состоянии котлов. А слесари и сварщики, которых, в основном, не хватает, задействуются в текущих ремонтах.
В итоге Дмитрий Лицкевич внес предложение о рассмотрении ряда мероприятий по развитию тепловой отрасли в Омске. Но это было слишком большим фронтом работы для начала. Поэтому пока решено сосредоточиться на первом шаге — составлении дорожной карты по выходу из кризиса АО «Тепловая компания».
Комитет по вопросам ЖКХ запросил эту информацию у департамента городского хозяйства к следующему заседанию.
Кроме того, Дмитрий Лицкевич предложил включить депутатов из профильного комитета в Совет директоров «Тепловой компании». Это пожелание просто учли, но с включением его в проект решения пока повременили.
Остальную информацию решили принять к сведению.