Власти Москвы возобновили снос ветхих пятиэтажек - самых старых хрущевок, которых в городе больше 300. Окончательно распрощаться с ними планируется к 2015 году. Но для остальной России хрущобы еще долго будут оставаться реальностью. Сегодня по приблизительным подсчетам в советских пятиэтажках живут 8,6 миллиона россиян.

Точных данных об их изношенности нет, но зато известно, что даже в Москве еще немало пятиэтажек, построенных в конце 1950-х годов и рассчитанных на 25 лет. Внук создателя первых проектов хрущоб Виталия Лагутенко - рок-музыкант Илья Лагутенко - считает, что они ничем не уступают муниципальному бесплатному жилью в Лондоне. Российские власти смотрят на проблему пятиэтажек оптимистично: благодаря современным технологиям ремонта жизненный цикл этих домов, говорят чиновники, может быть увеличен до 150 лет.

Эксперты парируют, что, во-первых, современные технологии доступны далеко не везде, а если и доступны, то не везде соблюдаются. Во-вторых, полтора столетия - это самый жизнерадостный прогноз, предполагающий идеальные эксплуатационные условия. В-третьих, помимо самих домов, устаревают коммуникации (электропроводка, теплоснабжение, водопровод), и это тоже источник постоянной угрозы.

Впрочем, в условиях недофинансированности жилищного сектора быстрого и легкого решения этой проблемы не предвидится. Ведь даже в Москве программа по сносу и расселению ветхого жилья постоянно буксует.

Стоимость разрушения
К началу этой осени в российской столице насчитывалось 317 пятиэтажек, относящихся к «первому периоду индустриального домостроения» (построенных до конца 1960-х годов). В одной пятиэтажке в среднем 60 квартир, в которых могут жить максимум 200 человек. То есть речь идет о переселении 63,4 тыс. человек.

Снести эти дома планировалось еще три года назад, но помешал экономический кризис и смена городского руководства. Теперь местные власти называют другую дату - 2015 год. Но и она может оказаться под вопросом, потому что разобрать пятиэтажку непросто и недешево - даже в Москве, где незастроенные квадратные метры на вес золота.

«Хрущевки по прошествии 60 лет в связи с расширением самих городов стали находиться либо очень близко к центральной части, либо близко к средней части городов, где возникла существенная плотность застройки и укладки инженерных коммуникаций», - рассказывает член коллегии Госстроя России, вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Поэтому стоимость разрушения здания существенно подорожала, говорит он. К тому же жители этих домов не спешат их покидать. «Многие из них уже пожилые, и им тяжело переезжать. Кроме того, если раньше жителям сносимых пятиэтажек предлагали жилье в этом же районе и большего метража, то сейчас вам предложат квартиру за МКАДом, причем метраж будет тот же», - отмечает эксперт.

Непобедимые
Однако слишком волноваться по поводу будущего пятиэтажек не стоит, продолжает Иван Андриевский. «Как это ни удивительно, ресурс хрущевок - не расчетный, а фактический - достигает 150 лет. На сегодняшний день с момента застройки первых хрущевок в 1948 году прошло около 65 лет. В среднем по стране такие дома от 60 лет и моложе», - подсчитывает он.

Помимо этого инженеры, по его словам, разработали новый способ реконструкции хрущевок: дома укрепляются колоннами, усиливается звуко- и теплоизоляция, увеличивается этажность, а за счет объединения квартир и жилая площадь. Правда, этот способ пока находится на стадии обсуждения - в частности, в профильном комитете Госдумы по строительству.

Дома устали терпеть
Однако многие бьют тревогу: изношенность коммунальной инфраструктуры в стране достигает 60%, и ветхие пятиэтажки по изношенности не сильно отстают от инфраструктуры.

«У нас трубы начали рваться раньше, и аварии коммунальные тоже случались, а вот дома терпели довольно долго. Но уже года два мы периодически слышим то об обрушении перекрытий, то о рухнувшей стене дома», - тревожится Галина Хованская, возглавляющая в Госдуме комитет по жилищной политике и ЖКХ.

Если в Москве программа по реновации кварталов, застроенных хрущевками, осуществляется, то в регионах она даже не начиналась, говорит депутат. Пример в деле обновления ветхого жилого фонда, по ее словам, надо брать с некоторых европейских стран: «В Германии, например, жители дома уехали на двое суток к родственникам, приехали - все вещи в сохранности, ничего не пропало и не повреждено, а ремонт завершен».

Российское государство, конечно, выделяет деньги на расселение ветхого и аварийного жилья. Существенная часть этих денег (более 250 миллиардов рублей, по словам Хованской) проходит через Фонд содействия реформированию ЖКХ, заработавший в 2005 году. Сейчас, однако, большая часть этих средств идет не на реконструкцию или ремонт, а на расселение жильцов аварийных домов, количество которых по всей стране растет в геометрической прогрессии, сетует Хованская.

Дмитрий Булин