Несмотря на бодрые рапорты Минтранса о километрах отремонтированных в области дорог, у жителей некоторых районов Омской области есть бо-о-ольшие вопросы.
В редакцию сайта БК55 поступило несколько обращений от жителей Омской области. Они расстроены — да что там, откровенно возмущены! — ремонтом некоторых межрайонных дорог.
фото: om1.ru
В своем октябрьском интервью первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства Омской области Дмитрий Пестряков бодро подвел предварительные итоги дорожно-строительного сезона.
Солидные деньги:
»…В 2023 году объем дорожного фонда Омской области составляет 18,9 млрд рублей, из них 7,5 млрд рублей — средства федерального бюджета. На содержание автомобильных дорог и сооружений выделено 2,3 млрд рублей. За счет этих средств обеспечено текущее содержание 10,1 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и 147 мостовых сооружений общей протяженностью 7 893 пог. м, выполнен ямочный ремонт на 226,6 тыс. м2, нанесена горизонтальная дорожная разметка на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в объеме 2 133,07 лин. км, а также выполнена замена и установка 529 шт. дорожных знаков».
И не менее солидные объемы: в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» должны быть приведены в нормативное состояние более 200 км дорог.
Справка:
Дорожный фонд Омской области, тыс. рублей
Утвержденный план: 20 019 363,68
исполнено: 14 622 081,29
% исполнения: 73,04%
Содержание, капитальный ремонт и ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения
Утвержденный план: 4 114 930,73
Исполнено: 2 568 708,97
% исполнения: 62,42%
Строительство и реконструкция автодорог в рамках Адресной инвестиционной программы Омской области
Утвержденный план: 1 840 418,73
Исполнено: 940 463,60
% исполнения: 51,10%
Субсидии на капитальные ремонт и ремонт автодорог
Утвержденный план: 1 849 406,77
Исполнено: 1 331 593,88
% исполнения: 72,00%
Субсидии в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
Утвержденный план: 1 001 071,50
Исполнено: 702 647,91
% исполнения: 70,19%
Субсидии на содержание автодорог
Утвержденный план: 726 720,68
Исполнено: 518 035,72
% исполнения: 71,28%
Естественно, что при эдаких-то деньжищах ликующие рапорты о выполнении-перевыполнении — в том числе и досрочном — планов по ремонту дорог неслись чуть ли не из каждого утюга.
Фото: пресс-служба облправительства
Не обошли СМИ вниманием, в том числе, и ремонт областной дороги Омск-Нижняя Омка. Так, в начале сентября с помпой открыли шестикилометровый участок автодороги регионального значения «Омск — Нижняя Омка», которая соединяет Калачинский, Кормиловский, Горьковский и Нижнеомский районы с Омском.
Фото: omskportal.ru
В октябре в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» рапортовали о старте второго этапа реконструкции этой же трассы: расширение и ремонт еще одного участка длиной 7,3 км в сторону Новосибирска. Работы завершатся в октябре 2024 года.
И, как заявил губернатор Хоценко:
«На следующий год будем уже 17,5 километров хорошей 4-х полосной дороги сдавать. И дальше будем строить, продолжать ремонтировать не только областные, местные дороги, но и федеральные…»
Ну что же, отличная новость и всеобщее ликование.
Увы, судя по звонкам в редакцию, ликовали далеко не все.
Как оказалось, параллельно с областной трассой, шел ремонт дороги до деревни Вишневка все в том же Нижнеомском районе, длиной порядка 2 километров, куда губернатора, конечно же, никогда не повезут.
Опасно: а вдруг вопросы задавать начнет?! Логику искать…
Справка:
Вишневка, деревня с историей, основанная еще в 1926 году. Согласно статистике, в 2010 году там проживало 133 человека, а сейчас, говорят, в разы меньше, не более 30-40 домов и, в основном, одни пенсионеры. Ни фермерских хозяйств, ни какого-либо производства.
В отличие, например, от той же деревни Куликово Воскресенского поселения Калачинского района, в которой 5 фермерских хозяйств, ежегодно сдающих порядка 8-10 тысяч тонн зерна. Плюс к этому где-то 15-20 человек трудится на Калачинском мясокомбинате — их ежедневно отвозит-привозит заводской автобус. А дороги нет: кочка на кочке и кочкой погоняет, пока довезешь-доедешь, всю душу вытрясешь.
Вот и спрашивают жители Куликово: когда же до них-то очередь дойдет?
Ну это так, к слову.
Спору нет, в такие «пенсионно-доживающие» деревни тоже дороги нужны, проблемы со здоровьем у пожилых людей дело обычное. Случись что, как по бездорожью — особенно весной-осенью — сможет проехать та же скорая, машина с продуктами или рейсовый автобус? Не брести же им, как жителям деревни Бородинка, пешком до трассы? И если жителям Вишневки всего пару километров, то жителям Бородинки все 12!
И все-таки должны же быть какие-то приоритеты… Зачем тратить десятки миллионов на дорогу в деревню, где уже почти не осталось жителей? Почему грунтовку не сделать?
Тут все упирается в деньги… На асфальтированной дороге, которая ведет в НИКУДА, можно освоить десятки миллионов и хорошо заработать. Ведь по этой дороге пенсионера ходят пешком, большегрузы ее не разбивают, а значит не надо тратиться на обслуживание по гарантийному сроку. Да и на качестве такой дороги можно сэкономить, то есть украсть…
Как отписался летом 2022 тогда еще глава УДХ Динар Курманов, на ремонт же сельской грунтовки в бюджете просто нет денег, и называл устрашающую цифру в 475 млн рублей — это 40 млн за один километр деревенской дороги. Расценочки, однако. Помнится в 2018 году 5 км дороги планировали отремонтировать всего за… 85 тысяч рублей.
Тут, видимо, все зависит от того, КТО и КАК ремонтирует.
Например, все ту же дорогу на Вишневку делало знакомое нам по публикациям на БК55 ДРСУ № 6. В 2020 году управление «прославилось» ремонтом участка обходной дороги Калачинск-Архангелка длиной в 2,5 км, который был ими отремонтирован в рамках национальной программы «Безопасные и качественные дороги» за солидные 33,5 млн рублей.
А уже на следующий год в конце апреля-начале мая на «свежепоремонторованной» дороге вовсю шел так называемый «ямочный» ремонт, который выполняло все то же ДРСУ № 6 — уже по гарантии.
И все потому что со слов местных жителей дорогу изначально делали спустя рукава:
— Мы на полях с утра до поздней ночи! А эти (Калачинское ДРСУ № 6) начнут, дай бог, часов в 10 утра, а в пять вечера уже и след простыл. Да и делают всё через пень-колоду. Расковыряют грейдером кое-как, гравием присыпят, катком пройдутся и сверху асфальт шмякнут. Так чего удивляться, что уже по второму разу ремонтировать пошли то, что сами же и построили. Как они ее делали… Сняли фрезой верхний слой, провалы подщебенили и закатали. А по уму, надо было всё до твердого грунта выбрать, подушку из песка, потом гравий, уплотнить и сверху уже асфальт. Вот это была бы дорога, на многие годы. Я знаю о чем говорю, опыт работы немалый. Да кому только это надо? Тяп-ляп, за десять дней управились.
Потом еще недели три глянец наводили: обочины отсыпали да разметку сделали.
А еще через год:
И это дорога с большой, в отличие от «вишневской», проходимостью. Тут, как говорится, всё «качество» ремонта сразу «на нос вылезло».
А если вспомнить, что ДРСУ № 6 не единожды было оштрафовано за незаконную добычу — проще воровство — глины в промышленных масштабах на пару с местным бизнесменчиком г-ном Дворяткиным, то «семейный портрет в интерьере» станет законченным.
Причем воровали нагло, безудержно, среди бела дня, как будто соревнуясь: кто больше?
- Близ Калачинска дорожники добывают глину у водоохранной зоны Оми
- В Калачинске снова по-воровски вывозят глину с участка у берега Оми
- Руки в брюки: так полиция реагируют на маштабное разграбление недр под Калачинском
Этому же предприятию принадлежит и асфальтобетонный завод, расположенный, в нарушение всех норм, практически в черте города, недалеко от — ты не поверишь! — противотуберкулезного диспансера. Ну, а где же еще ему находиться?
Не удивительно, что предприятие имеет весьма солидную прибыль.
Финансовая отчетность за 2022 год АО «ДРСУ№ 6»:
Выручка выросла до 1,4 млрд руб. 33%
Чистая прибыль выросла до 11,1 млн руб. 142%
Кто же возглавлял это весьма доходное предприятие?
С 1999 по 2012 год ДРСУ № 6 возглавлял так же небезызвестный нам Приходько Владимир Васильевич — заслуженный строитель РФ и почетный дорожник России, по совместительству председатель совета Калачинского района. В 2012 году организовал ООО «УМ-10», которое занимается ремонтом и содержанием дорог. Директор его зять — Игумнов Андрей Игоревич, у которого он подвизается в замах.
А учредитель, как водится, супруга — Приходько Надежда Алексеевна.
- Опять про калачинскую мафию: землю любители наживаться на чужом там воруют камазами
- Как Калачинская «мафия» осваивает городской бюджет, увы, не по Закону, но по Понятиям
- Калачинцы опять ругают «некомфортную среду», поглотившую бюджетные миллионы
ФОТО: old-sibiryak.esgms.ru
С мая 2016 по начало февраля 2022 года Владимир Караванцев, который 8 февраля 2022 года занял кресло гендиректора АО «Омскавтодор», сменив находящегося на тот момент под следствием Алексея Шипилова.
- «Омскавтодор» возглавил Владимир Караванцев
- На глав двух омских стройфирм Шипилова и Вагнера завели уголовные дела
Самого же Караванцева «у руля» ДРСУ на данный момент заменил Ковель Александр Николаевич
Зарабатывали, в том числе — и хорошо зарабатывали! — на таких вот небольшеньких, не более 3-4 км, межрайонных дорогах, скажем так, до тихо доживающих деревень второстепенного и даже третьестепенного значения, как та же Вишневка.
А до этого был ремонт дороги до Березовки (Оконешниковский р-н): около 4 км за 70 млн рублей, где, согласно статистике, в 2010 году проживал 121 человек, сейчас — 134.
Потом около 4 км дороги до деревни Чулино в Горьковском районе: основана в 1918 году, в 2010 году проживало 134 человека, есть небольшое фермерское хозяйство по содержанию крупного рогатого скота (порядка 50 голов).
Следом дорога до деревни Локти Нижнеомского района: основана в 1750 году, в 2010 году проживало 133 человека.
Со слов очевидцев — все тех же местный жителей:
— Отсыпали, например, профиль и он должен год «отлежаться», чтобы грунт осел, чтобы асфальт потом не рвало. А в том же Чулино отсыпали, а через два месяца уже и асфальт положили. Опять же должно быть по нормам 20 см песка, 20 см щебенки и 8-10 см асфальта. А по факту процентов на 30 меньше. Оно и понятно, кто в эти деревни-то ездит? Поэтому даже при таком раскладе дорога не то, что гарантийные — сколько у них там, 3 года? — а и через 5 лет стоит почти как новая. А чего не стоять то, если там почти никакого движения грузового транспорта, практически один легковой и то раз в неделю.
Дальше — рекультивация обочин, на которую в проекте заложено около 25% от суммы ремонта.
Корреспондент БК55:
— Вы уверены? Даже на такие вот сельские дороги?
— Железно, не сомневайтесь.
Справка:
Полоса постоянного отвода под дорогу включает площади под насыпи, выемки, водоотводные сооружения и обочины шириной 1 м с каждой стороны дороги.
Рекультивация заключается в восстановлении земель, нарушенных в процессе строительства дороги. Основными видами работ по рекультивации являются: снятие и хранение плодородного слоя, планировка земель, осушение земель, нанесение плодородного слоя, мероприятия по предотвращению водной и ветровой эрозии.
После окончания строительных работ временно-занимаемые площадь должны быть спланированы, растительный слой из временных отвалов в равномерно распределен по восстановленной площади. При необходимости вносят органические и минеральные удобрения, производится вспашка, боронование почвы с посевом трав или посадкой саженцев.
— Так ее в жизни не делают. Если посмотреть, то практически все обочины чуть ли не по пояс в бурьяне или в грязи и лужах. Тем не менее, все акты подписываются. Вот и рассудите…
фото: riakchr.ru
Наш собеседник продолжил:
— Но самое страшное: тот же песок и щебень на ремонт этой сельской дороги возят не соблюдая нормы: не КамАЗами, а MANами, нагружая по 40-50 тонн.
— Солидно экономя на этом время и горючку и, попутно, в хлам разбивая областную трассу. Как их на весовой пропускают?
— Тех же фермеров, которые везут зерно на элеватор, серьезно штрафуют за перегруз. И хотя во время уборки каждая минута на счету — особенно в нашем то климате — приходится жестко соблюдать правила и, что называется, «челночить» туда-сюда, тратя время и горючее, которое в уборочную порой днем с «огнем» не найдешь.
— А дорожников этих, выходит, никто не контролирует, сколько хотел — столько и засыпал. Или им закон не писан? При этом везут с очередным нарушением — без пологов. Едешь за таким и только и ждешь камня в лобовое стекло.
Справка:
Значения допустимой массы транспортного средства установлены «Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
3-осный автомобиль — 25 т
4-осный автомобиль — 32 т
автопоезд седельный 3-осный — 27 т
автопоезд седельный 4-осный — 36 т
Штраф за перегруз авто зависит от величины превышения допустимой массы. Для водителя — от 1000 до 10 000 рублей или лишения прав на 4 месяца, для должностного лица — от 10 000 до 50 000 рублей, для компании — от 100 000 до 500 000 рублей. Оштрафовать за перегруз по закону можно водителя, должностное лицо или сотрудника, который оформил перевозку груза и юридическое лицо — владельца компании.
— Вот и выходит: люди счастливы — в кои-то веки у них, наконец-то, дорога, им (ДРСУ — прим. БК55) солидные денежки, а региональная трасса, которую сдают на ура — тут 5 км, там 7 км, будем делать еще — а между ними остатки того, что еще недавно, пусть с натяжкой, но можно было назвать дорогой. Вот вы скажите — оно того стоит?
В каждом районе есть свой дорожный фонд, который пополняется, в том числе, за счет межбюджетных трансфертов.
Предоставление межбюджетных трансфертом местным бюджетам (МБТ), в тыс. рублей
Утвержденный план: 20 018 579,74
Исполнено: 3 670 040,16
% исполнения: 18,33%
Еще несколько наглядных примеров из серии «содержание дорог», на которое, как мы видим, тоже уходят весьма и весьма солидные суммы.
фото: Минтранс
Прослышав о том, что Минтранс отчитался о ремонте участка дороги Горьковское — Калачинск — Оконешниково длиной 5,1 км
К нам в редакцию пришли весьма красноречивые фотографии еще одного участка трассы Горьковское-Калачинск с подписью «Трасса ждет».
И она дождалась. Низкий поклон все тому же ДРСУ № 6 и его трудолюбивым сотрудникам, которые используют передовые методы ремонта дорог. В частности, ремонт по струйно-инъекционной технологии (СИТ).
Справка:
Сущность струйно-инъекционный метода ямочного ремонта состоит в том, что при помощи специальной передвижной установки предварительно прогрунтованная битумной эмульсией (жидким битумом) выбоина заполняется ремонтной смесью, подаваемой воздушной струей под давлением (пневмонабрызг).
СИТ применяется при заделке небольших трещин и выбоин (в пределах 40-60 см) и позволяет эффективно выровнять поверхность полотна с использованием минимального количества материалов. Обрабатываемый участок перед ремонтом тщательно очищают, а в особо сложных случаях промывают мощной струей воды, после чего качественно просушивают. На подготовленный участок наносят тонкий слой водно-битумной эмульсии (ВБЭ), укладывают мелкофракционный черный щебень и заливают его ВБЭ для обеспечения надежной сцепки всех компонентов. В случае необходимости готовая заплата дополнительно пересыпается тонким слоем мелкокалиберного белого щебня.
Красиво? Ну еще бы! А как это происходило на самом деле нам рассказали водители, не единожды наблюдавшие «передовой ремонт» собственными глазами.
— Во-первых, они должны очистить трещины и ямы от грязи. Вот специально смотрели несколько раз, яма забита землей, даже трава растет, а рабочий плюх туда эту смесь и дальше пошел.
Какая там очистка, даже смешно! «Поплевал» смесью в эти ямы и трещины, потом набросали поверх щебня и адью, ремонт закончен. А ты потом едешь и колотишься от «восторга»: вся машина заляпана смесью «фиг ототрешь» — на машине действительно держится супер! — плюс еще щебенка летит: в лобовом стекле трещины, да и лакокраску оббивает только в путь.
Еще один «мегакачественный» ремонт региональной трассы в районе деревни Стародубка. Автор — ДРСУ № 6, заказчик УДХ.
А этот «истинный шедевр» разметки от еще одного «профи калачинского розлива», который уже был упомянут — УМ-10 г-на Приходько. После того, как фото этой «неземной красоты» отправили в Минтранс, разметочку выправили и даже кой-какие латочки поставили, правда, старым «дедовским» способом — как-никак это участок трассы у УМ-10 на содержании?
Конечно, сейчас все это безобразие стыдливо прикроет снег, но ведь придет весна. И что тогда? Судя по присланным фото и комментариям — практически ни-че-го. Похоже, что некоторые компании, получая из областного бюджета огромные деньги по контрактам на ремонт и содержание дорог тратят их с бо-о-ольшим размахом и по собственной, явно не вчера изобретенной «технологии».
Все-таки сто раз был прав Михаил Задоров, заявивший в своем монологе «Страна героев»: «В России есть две беды: дороги и дураки».
Если глянуть выше, это актуально до сих пор.
Ульяна Нескорова