Когда я начинал серию архитектурной критики, сразу упомянул дом Кузьмина (кинотеатр Пионер) на Лермонтова, 6. С заказчиками его реставрации я обсуждал недочёты реставрации. Они прислушались и обещали устранить. Но лето прошло, ничего делать не стали. Поэтому не обессудьте. Что есть, то есть.

Сразу хочу оговориться, что в целом работы делались основательно, качественно. При этом особенно обидно за упущения, которые портят впечатление.

Ещё должен отметить, что, как в той басне «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Когда стали разбираться в упущениях, крайних не нашли. Субподрядчики кивали на проектировщика. Проектировщик на заказчика. Заказчик на субподрядчиков. Так и ходили по кругу. Но, как в той же басне, «воз и ныне там».

Ещё грустно, что, в отличие от предков, пропало чувство гармонии. Нет понимания соотношения пропорций деталей, соотношения композиционных приоритетов. Начиная сверху, профиль венчающего карниза стал несоразмерно крупным и грубым. Изменён шаг и масштаб модульонов карниза. Сандрик наличников окон второго этажа стал несоразмерно мелким, с измельчёнными обломами. А сам наличник окон второго этажа стал грубо упрощённым и массивным. По восприятию он стал массивнее сандрика. Хотя сандрик в общей композиции должен быть массивнее наличника.

Но это нюансы восприятия. Эти детали хотя бы есть. А вот тумбочек наличника нет. Причём наличники оборвали, не доходя до подоконного пояса, и они нелепо повисли в воздухе. Нелеп и сам подоконный пояс. За образец его восстановления взяли участок позднего случайного ремонта. Хотя на старых фото его профиль чётко читается. В результате сейчас подоконный пояс нелеп и по масштабу, и по профилю.

Межэтажный карниз тоже не блещет изяществом. Он тоже грубый, громоздкий. Профиль слишком обобщён.

Отделку первого этажа воспроизвели в более позднем виде, который возник уже в 50-е годы 20-го века. Хотя известно, что первоначально проёмы первого этажа были другой формы и размера, с наличниками. Но здесь уже дело вкуса.

Безупречно выполнены двери из ценных пород, кованые детали… Но при упущениях на фасаде они воспринимаются как дорогие пуговицы на залатанном кафтане.

Нужно отметить хорошую реставрацию лепнины в интерьере, качественную реставрацию кладки в подвале.

И всё-таки я надеюсь, что упущения будут исправлены в недалёком будущем и не останутся на долгие годы.