Мужчина преклонных лет думал, что снять деньги можно только в банке через сберкнижку. Пластиковой карты у него не было, а о работе системы «Сбербанк ОнЛ@йн» он не имел представления. Этим воспользовались мошенники и обнулили его банковский счет.

Весной этого года на домашний телефон пенсионеру Ивану Николаенко (имя и фамилия изменены) позвонил незнакомец, который представился сотрудником правоохранительных органов из Москвы. Он напомнил омичу про БАДы, которые тот когда-то активно приобретал по телефону, потратив на это более 200 тысяч рублей. Лже-полицейский рассказал, что в столице якобы были задержаны аферисты, торговавшие этими пищевыми добавками. И теперь все пострадавшие от рук торговцев могут получить назад свои деньги. Нужно лишь сообщить данные своей банковской карты, и полиция перечислит всю сумму.

После нескольких телефонных бесед омич поверил в эту историю и обратился в банк для оформления карты. В заявлении о её выдаче он указал номер мобильного телефона «полицейского», тем самым привязав карту к этому телефону. Получив карту, он сообщил мошеннику её номер и пин-код.

Позднее, явившись в банковский офис, клиент узнал, что по карте идут списания средств. Мужчина испугался и заблокировал её, однако, поразмыслив о случившемся, пришел к выводу, что ничего страшного случиться не могло. Ведь на счет карты он не положил ни копейки. О том, что могли быть списаны деньги с его вкладов, он даже не подумал. Очередной звонок от лже-полицейского окончательно развеял его сомнения, ведь собеседник сообщил, что полиция по ошибке перечислила на его счет слишком большую сумму, поэтому и пришлось проводить списания. Но поскольку он заблокировал карту, часть чужих денег на его счету по-прежнему остается. Испугавшись, что его обвинят в присвоении чужого, пенсионер в срочном порядке разблокировал карту и в итоге с вклада были списаны все 800 тысяч рублей.

- Как выяснилось позднее, имея все данные карты, злоумышленники дистанционно подключились к системе «Сбербанк ОнЛ@йн» и переводили деньги на другие счета. По данному факту возбуждено уголовное дело, будут ли найдены преступники пока неизвестно, - отметили в пресс-службе Омского областного суда. - Обратившись в районный суд, пенсионер потребовал, чтобы банк вернул ему все похищенные деньги.

По мнению истца, банк должен нести ответственность за предоставление услуги, суть которой не была ему разъяснена. Если бы он знал, что через пластиковую карту можно получить доступ к вкладам, он бы не стал ее оформлять. Представители Сбербанка заявили в суде, что клиент сам дал мошенникам конфиденциальную информацию по карте и отвечать за его действия банк не должен. Однако то, что клиент был должным образом ознакомлен со всеми условиями использования банковских карт и предоставления услуги «Сбербанк ОнЛ@йн», представителю доказать не удалось. Поэтому Куйбышевский районный суд встал на сторону пенсионера.

После этого банк обратился в вышестоящую инстанцию - в Омский областной суд, но там рассмотрение жалобы оставили без удовлетворения. В итоге Сбербанк вернул на счет омского пенсионера 800 тысяч рублей. Кроме того, мужчине выплатили компенсацию морального вреда - 5 тысяч рублей.

Мария Гавриленко