Серия архитектурной критики привела к неожиданному предложению.

Ко мне обратился владелец вновь построенного дома на ул. Коммунистической, 18 и предложил высказаться о его доме.

Этот дом долго создавался. Я сознательно не говорю «строился», потому что его именно создавали, как создают произведения искусства. С изменениями, дополнениями и переосмыслением. При этом заказчик был главным вдохновителем этого процесса. В ходе работ сменилось несколько архитекторов.

Давно наблюдая за этим процессом, я как-то упустил его завершение. Сразу после предложения сомневался, нужно ли мне обсуждать этот дом. В самом начале серии сразу оговаривался, что не обсуждаю современную архитектуру, но ознакомившись с уже завершенным объектом, задумался, а где грань между традицией и современностью и должна ли быть эта грань. В чем смысл традиции, ведь не только в декоре. Традиция намного глубже, она проявляется в мировоззрении, в отношении к жизни, так что обсуждать формальное следование традиции здесь не придется. Хотя в этом доме достаточно и чисто формальных признаков архитектурной традиции.

Глядя на главный фасад, в первую очередь обращает на себя внимание большой трехэтажный портал главного входа, который является если даже не центром композиции, то мощным композиционным акцентом. Портал завершается сложнопрофильным архивольтом большого выноса. Этот прием отсылает к перспективным порталам в древнерусском храмовом зодчестве. Но какие-либо прямые отсылки к историческим стилям будут для этого дома не точны. Скорее это эклектика, по духу более близкая к модерну с его свободной трактовкой композиции, применением различных и разномасштабных форм в одном произведении. Хотя есть здесь и элементы конструктивизма, который, впрочем, тоже вырос из конструктивного модерна, но об этом позже.

Возвращаясь к порталу, нужно отметить окно сложной полукруглой текучей формы в его верхней части, которое является прямым отсылом к модерну. Портал объемно выделен из плоскости фасада. Еще он имеет вертикальный акцент в виде замочной скважины, характерный для модерна.

Кстати, оштукатуренная плоскость фасада с определенным ритмом проемов, в наше время стеклянных фасадов тоже стала проявлением традиции. Хотя в этом доме массив стены сочетается с участками сплошного остекления. Именно это сочетание придает ему разнообразие и богатство формы.

Ритм проемов главного фасада здесь не однообразно монотонный. Вертикально вытянутые узкие окна сгруппированы по 3 с еще более узкими простенками. Такой ритмический рисунок тоже ассоциативно отсылает к модерну, как и отличный от нижних этажей масштаб и форма окон 4 этажа.

Еще, я воспринимаю как одно из лучших проявлений традиции то, что у дома нет «заднего» фасада. У него, по сути, все фасады главные. Хотя они все разные, что опять же было характерно для модерна, но они равноценны. Дом имеет разные ракурсы восприятия и его можно рассматривать со всех сторон. Например, фасад, обращенный в сторону ул. интернациональной имеет скругленный угол с небольшими ромбическими окнами. Это является тем отсылом к конструктивизму, о котором я говорил в начале. Возможно, этот прием навеян домом архитектора Мельникова в Москве, который в свое время воспринимался как невиданный прорыв. Но время идет, и дому Мельникова скоро уже 100 лет. Он уже стал достоянием истории, но при этом не устарел. А для Омска эта тема только сейчас стала открытием. Эта часть фасада завершается верандой, которые так любили в купеческих домах.

Окончательно убедился в том, что об этом доме можно и нужно писать, побывав внутри. При всей современности отделки его планировка базируется на традиции и восходит к планировке купеческих домов. Во-первых, функция первого и последующих этажей разделены. Парадная дверь с порталом ведет в большой зал 1-го этажа, который будет иметь коммерческое назначение.

В помещения верхних этажей ведет парадная лестница, расположенная как обычно в купеческих домах сбоку и архитектурно выделенная в отдельный объем. Здание изначально задумывалось и строилось как стоматологическая клиника. Планировка и отделка безупречно функциональны. Меня всегда радует внимание к мелочам. Здесь все детали продуманы. Для меня это тоже проявление лучшей традиции.

В плане дом близок к квадрату, поэтому коридоры в нем круговые. У наружных стен светлые кабинеты, а в центре служебные помещения. Есть в доме и вторая лестница. Я не могу назвать ее «черной». Правильнее сказать, что она служебная. Это тоже проявление традиции. Купеческие дома всегда имели две лестницы.

Наличие подвала с отдельным входом с улицы тоже отсылает к купеческим домам, в которых подвал имел коммерческую функцию.

Еще для меня важно, что находясь в исторической части города, дом не противоречит исторической застройке.

Тем более, что рядом с ним сохранился островок этой застройки. Это доходный дом по ул. Коммунистической 20, со стилизованным флигелем на усадьбе и особняк, который раньше имел адрес Коммунистическая, 22, а сейчас стыдливо переадресован по ул. Певцова. В поддержку к ним под видом переноса с Узкого переулка особняка Коврижина на углу Коммунистической и Певцова присоединили дом, который хотя по масштабу и не нарушает историческую среду, но по своей архитектуре очень далек от традиции. Это пример того, как лукаво прикрываясь благими намерениями, можно «сварить кашу из топора».

В сравнении с ним дом Коммунистическая, 18 гораздо ближе к архитектурной и исторической традиции. Он соответствует масштабу исторической застройки, поддерживает и мягко оттеняет сохранившиеся памятники.

Еще радостно, что он сохраняет историческую улицу Коммунистическую, которая изначально называлась «Главноуправленческая» в честь Главного управления Западной Сибири, за которым она проходит. Название этой улицы было проявлением столичного статуса Омска.

С появлением этого дома улица снова стала улицей, а не внутриквартальным проездом. Выполненное при доме благоустройство подчеркивает это. В советское время об исторической среде не думали. Напротив этого дома стоит типовое девятиэтажное общежитие, которое вылезает прямо на дорогу. Поэтому дом Коммунистическая, 18 пришлось немного заглубить от линии исторической застройки. Рядом с этим домом на земле Педуниверситета есть пустырь, на котором мог бы появиться дом Коммунистическая, 16, который тоже поддержал бы историческую среду.

Еще нужно отметить, что к появлению этого дома в свое время приложил руку академик Каримов А. М. Он поддержал инициативу застройщика и выделил под объект именно этот участок, понимая, что только такой объект сохранит и поддержит историческую среду.

Если бы все застройщики в Омске не вели себя как слон в посудной лавке, не пытались на любом клочке воткнуть от жадности небоскреб, при этом неизвестно, зачем, а занимались бы конкретным делом, под которое и создавали бы объекты, тем более в исторической среде, то наш город был бы другим, более красивым, уютным, дружелюбным, человечным, в котором хотелось бы жить.