Превратив драмы Островского в балаган, режиссер ТЮЗа Старцева совершила акт, если не сценического терроризма, то — хулиганства с арестом на 15 суток… Quousque tandem abutere, Catilina, patientina nostra?

Спектакль «Островский. Игра в куклы» в Омском ТЮЗе. Режиссер-постановщик Анастасия Старцева.

До каких же пор постановщики ТЮЗа будут удивлять нас своей безграмотностью. По меньшей мере, я уже дважды в своих материалах писал по поводу возмутительного написания и оформления программок, стоимостью, между прочим, семьдесят рублей.

С первого же слова «Островский» я получаю удар в солнечное сплетение: похоже, что это чья-то фамилия, но где имя и отчество, как принято у русских, где инициалы? Ломаю голову: напрашивается мысль, что это выдающийся драматург Александр Николаевич Островский, но у него нет такого сочинения — «Игра в куклы». Какой-то тупик — второй удар в другое опасное место. Так же можно и искалечить человека, его психику, пытаюсь выразиться нецензурным словом, но давно перезабыл их.

Иду, вроде бы, на праздник, премьера всё-таки. Покупаю билет, в нем к названию спектакля лишь добавлено: «16!» — по возрасту гожусь с большим запасом в пять раз, это несколько успокаивает, травмированного пропустят явно.

Покупаю программку, в ней к названию добавлено: «По пьесам «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка». Наконец-то, становится яснее, но кто автор сценария? Уместить три полномасштабных пьесы общей длительностью часов шесть в полтора часа, для этого нужно хорошо поработать специалисту, но сценарист не указан.

Между прочим, за написание сценария обычно причитается отдельная плата… В эти же дни главный режиссер Пятого театра Никита Гриншпун осужден на 5,5 лет за то, что сам поставил свет и сам получил стоимость этой работы, ничего не украв. Артисты театра дружно встали на его защиту, но их мнение суд не учел. Кстати говоря, в том числе и по моей инициативе в 2019 г., перед его арестом, журналом «Бизнес курс» Никита Гриншпун был назван «лучшим режиссером года».

Складывается представление, что сценарий написан самой постановщицей Анастасией Старцевой, но это лишь ни к чему не обязывающая догадка. Дальше — не мое дело. Я иногда прошу у завлитов ознакомить меня со сценарием для написания рецензии, только и всего.

Неравнодушный к ТЮЗу, я продолжаю поиски теперь уже жанра спектакля (драма, комедия, трагедия, интермедия, мюзикл и т. д.) и в одном из своих анонсов Анастасия Старцева сообщает: «жанр постановки обозначен как русский балаган с элементами триллера». Корежит намерение режиссера истолковать творчество А. Н. Островского как балаган, а почему бы не трагедией? Ведь сама она, планируя свой спектакль, делилась с журналистами так:

«В этих трех произведениях четко прослеживается тема — любовь как катастрофа. Катерина бросается в Волгу, Ларису убивают, а Снегурочка тает». Вероятно, передумала и сделала балаган.

Она остановилась всё-таки на балагане, да еще и с элементами триллера. Уточняю по словарю, что такое «триллер» и что такое «балаган». Триллер — остросюжетное захватывающее художественное произведение, вызывающее чувство страха и ужаса. Балаган — старинное народное театральное зрелище комического характера с примитивным сценическим оформлением. Как видим, эти два понятия противоречат друг другу: триллер вызывает страх и ужас, балаган — комический эффект…

Как это можно совместить, попробуем обнаружить в спектакле.

Но это даже не главное.

Главное в том, что сам Островский подписал жанр пьес под каждым из названий: «Гроза» — драма в пяти действиях, «Бесприданница» — драма в четырех действиях, «Снегурочка» — весенняя сказка в четырех действиях с прологом. Всё указано, ничего искать не надо, и это принципиально. Превратить драмы Островского в триллер и балаган, значит совершить акт, если не сценического терроризма, то — хулиганства с арестом на пятнадцать суток.

Итак, то, на что я потратил несколько часов поисков в разные дни (автора пьесы, автора сценария, жанр спектакля, данные о других постановщиков), должно быть указано в программке, за это я плачу кровно заработанные, но данных в ней нет.

Ко всему сказанному, Анастасия Старцева еще и увидела в сложных и ярких героях А. Н. Островского каких-то кукол и даже вынесла это в заголовок, решив поиграть с ними. Детство затянулось? Совсем безнадежны дела у режиссера Старцевой.

Негативно оценивая замыслы режиссера, я, тем не менее, отмечу интересную работу художника-постановщика Марьи Белкиной. Сценография ее смела, оригинальна, красочна, насыщена и в хорошем смысле вычурна. Она молода и молодостью ее дышит весь спектакль. Чего, например, только стóят стеклянные пеналы, в которые размещают женские персонажи, как куклы в коробках из магазина.

Она, вероятно, получила задание от режиссера сделать персонажи куклами, и она это сделала.

На фото 1 Таисия Галочкина в роли Катерины, на фото 2 она же с любовником Борисом (Михаил Климов).

На фото слева направо: Кабаниха (Юлия Заикина), Варвара (Галина Забора), Катерина (Таисия Галочкина) и муж Катерины Тихон (Кирилл Фриц).

Интересна также дверь в глухой стене, из которой временами возникают, как из небытия, и тут же скрываются теснящие друг друга многочисленные персонажи. А вот дверь оказывается на спинах персонажей, как свидетельство их тяжелой судьбы. Смешно придумала Марья Белкина.

Забавной мне показалась одежда Мороза, в которую художница облачила заслуженного артиста России Валерия Ростова. Он в белой строгого покроя короткой сутане и белой дзуккето (шапочке), не характерной в России. Мне он напомнил облачением Папу Римского. Кажется, я угадал именно такое намерение художницы Марьи Белкиной. Папа Римский — единственный в мире человек с таким титулом; Мороз, хоть и существо мифическое, тоже единственное во Вселенной. Если это так, то я восхищен оригинальностью и свободой мышления художницы. Если это не так, если у нее в голове не возникал образ понтифика, то мне достаточно и того, что метафора эта возникла в моих мыслях.

Меня, в первую очередь, интересовали новые артисты, набранные режиссером, и, на мой взгляд, она их показала не в выгодном свете, прежде всего, в смысле их физических данных. Все они босиком, особенно в третьей пьесе, когда персонажи водят хороводы. Без обуви и каблуков они естественны и рост их ничем не спрячешь, а поскольку фигуры их прикрыты лишь максимально прозрачной накидкой, не скрывающей очертаний отнюдь не золотых пропорций 90×60×90 фигур и неизвестно какой моды купальников, то они у зрителей как на ладони.

Невольно сравниваю новеньких с прежними и сожалею об ушедших. С первых минут спектакля я вглядывался в актрис, пытаясь обнаружить одну из немногих оставшихся после прихода главного режиссера Анастасии Старцевой — Ирину Коломиец и, наконец, увидел ее лишь на последних минутах в хороводе подружек.

На фото Катерина (Таисия Галочкина) и ее любовник Борис (Михаил Климов).

Я многократно писал о ней в своих материалах. Рост ее 165, она стройна, привлекательна и самодостаточна. Найдя ее среди танцующих, я стал сравнивать с ней остальных, приняв ее за эталон, и сравнение это пошло не на пользу вновь принятым. Не хочу обижать новеньких, но все они на несколько сантиметров, а то и на целую ладонь ниже Ирины Коломиец. Кто-то из них может хорошо смотреться в амплуа травести, но главные роли в драматических спектаклях требуют соответствующего роста актрис.

Складывается впечатление, что Анастасия Старцева набирает в труппу актрис низкорослых и не вызывающих желания любоваться ими, хорошеньких она изгоняет, а мужчин она предпочитает неспортивных. По этим причинам даже на премьере в небольшом зале Дома актеров были свободнее места.

Так бывает у людей с завышенной жаждой власти при малом росте или физических недостатках. Сталин имел рост 163 см. и подбирал себе команду ниже себя: Генрих Ягода — 146, Михаил Калинин — 155, Николай Бухарин — 155, Климент Ворошилов — 157. Так бывает и у девушек, расчетливые из них предпочитают невыразительных подружек, чтобы в сравнении с ними выглядеть более эффектно.

Делаю еще одно существенное наблюдение. Ирина Коломиец в списке исполнителей из двадцати человек значится последней — двадцатой, и это, притом, что у предыдущих режиссерах она была украшением спектаклей. Кроме того, у нее только одна роль, под названием Подружка, которых несколько, но остальные имеют и вторые роли. Так Таисия Галочкина исполняет роли Катерины из «Грозы» и Подружку из «Снегурочки», Вероника Супрун — роль Ларисы из «Бесприданницы» и Подружки, Галина Забора — роль Варвары из «Грозы» и Купавы из «Снегурочки». Некоторые артисты исполняют по три роли.

Характерен так же тот факт, что еще пару лет назад Ирина Коломиец играла заглавную роль Катерины в спектакле главного режиссера Евгения Рогулькина именно в пьесе «Гроза» и имела заслуженный успех. С сокращенного варианта этой же пьесы начала свой спектакль и режиссер Старцева, но Ирине Коломиец в ней вообще не нашлось места. Хотелось бы ошибиться, но в таком отношении к ведущей актрисе ТЮЗа мне видится унизительный факт ее дискриминации.

Парад устроила режиссер своим вновь набранным артистам, и он не показался мне блистательным, за исключением красавца артиста Кирилла Соколовского ростом 198 см. Он играет роль Кудряша из «Грозы», Вожеватова из «Бесприданницы», и Лель из «Снегурочки». С первого взгляда невзлюбила Старцева прежний состав артистов.

В спектакле режиссер сделала заявку на «новое прочтение» Островского, но надо сначала научиться читать вообще. Новый он у нее получился пока только в том, что она лишила его имени и отчества, заменяя его своими сомнительными фантазиями и талантом. Новое — пожалуйста, но за новым нельзя надругаться над «старым», т. е. тем Островским, который когда-то явился в России и прославил ее на века.

Мне видится у Анастасии Старцевой весьма поверхностное, если не сказать легкомысленное отношение к тексту Островского. Встретила она в его пьесах слово «кукла», и, пожалуйста, делает на ней «новое».

Процитирую еще одну ее мудрость:

«Мы попытались сформулировать самую суть несчастной любви, когда героини становятся объектом внимания со стороны сильного пола. Превращаясь в управляемых кукол, они оказываются заложницами предполагаемых обстоятельств, игрушкой в чьих-то руках, вещью, как говорила Лариса Огудалова».

Попробуем понять как-то эту цитату: когда героини становятся объектом внимания со стороны сильного пола, то они превращаются в управляемых кукол и становятся игрушкой в чьих-то руках. Помилуйте, но женщины являются объектом внимания мужчин со времен Адама на радость им, и, причем тут игрушки?

Сплошь и рядом можно видеть печальные факты, когда, наоборот, мужчины становятся игрушками в руках женщин. Недаром с давних времен существует французская поговорка: «Ищите женщину» (Сherchez la femme). Если в одной из трех пьес оказалась легкомысленной и недостаточно сексуально воспитанной Лариса (Вероника Супрун), то, как на этом факте строить все три пьесы?

Ничего, кроме балагана и не получилось.

Особенно показательно это проявилось в сцене, когда Катерина (Таисия Галочкина) читает монолог о пребывании до замужества в доме своей матушки:

«И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай иду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мною делается!

А знаешь: в солнечный день, из купола такой светлый столб вниз идет и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, будто ангелы в этом столбе летают и поют… Ночью встану, да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут».

Таких сокровенных и трогательных религиозных переживаний мне не приходилось слышать даже на исповеди. И что же? В это время актриса Таисия Галочкина кувыркается на полу сцены, посматривая вверх на ангелов и говоря: «Будто я летаю, так и летаю по воздуху!» Иначе как подлинным издевательством над героиней и над драматургом Островским эту сцену не назовешь.

Впечатление несколько смягчают труды хореографа — заслуженного артиста России Виктора Тзапташвили, но не более того. Присутствие его сказывается не только в этой сцене, он накладывает свой эстетический отпечаток на всю пластику спектакля, а не только на танцы.

Нелепой мне показалась затея соединить в одном спектакле три пьесы Островского, это профанация и пьес, и самого автора. За ней потянулся и шлейф ограничения возможностей артистов. Посчитаем, в спектакле заняты двадцать артистов, а поскольку они играют по две-три роли, то они должны создать всего около сорока óбразов, о чем всерьез говорить не приходится только по реальным возможностям. Некоторые едва успевают пройти по сцене, в среднем за полтора часа на создание каждого образа приходится две минуты. По-моему, даже красавцу Морозу не дана возможность произнести ни слова.

Несмотря на все мною сказанное, если не вдумываться в содержание, спектакль воспринимается легко. Еще бы, все прыгают, кувыркаются, девушки по-домашнему фривольны, что называется, в неглиже — балаган налицо.

На фото Паратов (Александр Карпов) и Лариса (Вероника Супрун).

Что касается элементов триллера, то их режиссер не смогла много придумать. Мне запомнился лишь момент, когда Паратов (Александр Карпов) вытирает волосами Ларисы свои туфли, да это и не страшно. Другое дело, он таскает ее за волосы (на фото). Есть чему научиться молодым зрителям в зале.

Под брендом А. Н. Островского Анастасия Старцева продает свой ТЮЗовский товар низкого качества.

Я могу ошибиться, но Старцева не столько режиссер, сколько игрок с людьми. Придя в Омский ТЮЗ, она начала нешуточную игру с артистами. Они не хотели принять правила ее игры, и она разогнала их туда-сюда.

В спектакле «Игра в куклы» она продолжила игру с персонажами Островского, более послушными, но с тем же результатом — погром. Их тоже жалко. Православную Катерину с ее ангелами она уподобила сумасшедшей Барыне (Алла Малкина), Ларису — потаскушке… И все это в ТЮЗе — Театре Юного Зрителя!

Для ее дальнейших игр требуются более широкие горизонты, потому, мне кажется, она хорошо пришлась бы в кресле регионального Министра культуры. Там она смогла бы играть с другими театрами, режиссерами, директорами театров.

Базар может получиться славный, не исключены и элементы триллера.

Вновь хочется обратить внимание на благотворную работу художницы Марьи Белкиной (на фото, взятом с ее страницы в Контакте). Таких, примерно, артистов собирала бы Анастасия Старцева в ТЮЗ, тогда и потянулись бы зрители в театр.

Художницу-постановщицу Марью Белкину (СПб) и хореографа Виктора Тзапташвили я назвал бы двумя крыльями, поддержавшими кривую утку ущербной задумки режиссера Анастасии Старцевой.