525 лет назад 27 февраля 1598 года высший представительный орган России — Земский собор избрал на царство боярина Бориса Годунова.
Это стало значительным и, пожалуй, переломным событием в истории России, повлекшим за собой трагические и даже катастрофические последствия — страшную Русскую Великую Смуту, продлившуюся несколько лет и приведшую даже к временной утрате российской государственности.
Кто это такой — Борис Годунов? Ведь много веков, начиная с 862 года, Древней Русью, а затем и Московским царством правили потомки первого русского князя Рюрика. Но Годунов не был из рода Рюриковичей. Отсюда и возникли невиданные потрясение в жизни страны: «царь-то был не природный».
И в истории других государств также прерывание одной династии монархов всегда сопровождалось дестабилизацией, распрями и междоусобными войнами.
Борис Годунов был не из знатного древнего рода. Возвышение его фамилии началось только с его отца Федора Ивановича, который, будучи средним вяземским помещиком, оказался в опричнине у Ивана Грозного и получил назначение главой одного из приказов (так назывались ведомства — прообразы министерств). В 1570 году и сам Борис стал опричником и, войдя в доверие к царю, тоже пошел на повышение. Но самым решающим моментом в его возвышении явилось то, что в 1580 году Иван Грозный женил своего сына Федора на родной сестре Бориса — Ирине.
Сразу после этого Борис был возведен в боярское звание, а в 1584 году царь Иван назначил его чем-то вроде опекуна при наследнике.
А затем Иван Грозный в свои 54 года неожиданно и моментально умирает. Сэр Джером Горсей в своей книге «Записки о Московии» утверждает, что Борис помог царю скончаться, т. е. Иван был им якобы «удушен». И в самом деле, в момент смерти при царе находились всего два человека: Годунов и Бельский, с которым Иван играл в шахматы.
А потом эти двое вышли на крыльцо и известили всех о смерти царя.
Царем стал болезненный и «блаженненький» Федор Иоаннович. И Борис Годунов, став шурином царя, взлетел до небес. Федор его пожаловал самым высшим званием «ближнего великого боярина». Через год Борис оттеснил от царя регентский совет, репрессировав его членов, и полностью возглавил управление государством. Царь Федор стал играть номинальную роль.
Борису Годунову очень важно было сохранить родство с царем, тем более что возникла реальная угроза утраты этого статуса. Дело в том, что шли годы, а Ирина никак не могла родить ребенка. Но государству-то обязательно нужен был наследник трона. По сложившимся обычаям, в подобном случае царю даже церковью разрешалось взять другую жену, а бесплодную сослать в монастырь.
И над Ириной сгустились тучи: бояре в открытую стали готовиться к ее пострижению в монахини. Тем более, что и в завещании Ивана Грозного прямо говорилось о том, что в случае бесплодия Ирины женить Федора на другой невесте. И Иван даже назвал имя второй претендентки — княжна Ирина Мстиславская. Но Борис Годунов не допустил такого, и в монастырь была отправлена княжна Мстиславская.
Так и умер в 1598 году царь Федор, не оставив наследника.
Но у Федора был младший брат — Дмитрий, обитавший в Угличе. И в случае смерти Федора только он мог вступить на престол. Это был последний Рюрикович. Но надо же такому случиться, что восьмилетний мальчик во время игры случайно сам себя зарезал. И тем самым прервался род «природных» царей Рюриковичей.
И тогда Земскому собору уже ничего не оставалось делать, как объявить царем Бориса Годунова, который вот уже 13 лет был фактическим правителем Российского государства.