Когда Россия 22 августа прошлого года после длившихся 19 лет попыток и промедлений вступила в глобальный торговый клуб, вернувшийся к высшим браздам власти государства Владимир Путин выдвинул цель - добиться экономического роста в 6%. Однако, несмотря на сравнительно высокие цены на нефть, внутренней силы российской экономики во время стагнации в крупнейших экономиках мира оказалось недостаточно, чтобы хотя бы приблизиться к установленной президентом цели. Во втором квартале нынешнего года, в сравнении с таким же периодом прошлого года, экономика России выросла лишь на 1,2%, сообщает Bloomberg.
Почти сразу после вступления в ВТО оказалось, что понимание России о либерализации экономики, которой ожидал Запад, основательно отличается.
Самым большим камнем преткновения на переговорах о вступлении России в ВТО были разногласия с ЕС по поводу тарифов ввозной пошлины на автомашины. Они вроде бы были урегулированы, Россия обещала снизить ввозную пошлину. Однако всего через несколько дней после вступления в ВТО Москва приняла мотивированный якобы экологическими соображениями законопроект о налоге на утилизацию для импортных автомашин. Поставщики из стран Таможенного союза - Белоруссии и Казахстана - от этого налога освобождены.
По оценке ЕС, эта новая пошлина, которая направлена против всех, кроме производителей из России и других стран-членов Таможенного союза, является очевидным протекционизмом, и годовщину членства в ВТО Россия встречает недавно начатой процедурой урегулирования споров, которую инициировал ЕС. В том случае если консультации с Москвой окажутся для Брюсселя неудачными, в начале сентября ВТО для рассмотрения жалобы ЕС может создать специальную комиссию. Процесс может затянуться на годы, но если будет найдено подтверждение мер протекционизма, против нарушителя могут быть реализованы торговые санкции.
После жалобы ЕС на политику России в ВТО по той же причине пожаловалась Япония. И по этому делу начата процедура урегулирования споров.
В соответствии со спорным законом, дополнительной пошлиной в России облагаются легковые автомашины, автобусы, грузовые автомашины и другой автотранспорт. Для автомашин старше трех лет ввозная пошлина может достигать 1700 евро, хотя «трехлетний автомобиль - это совсем не металлолом», прокомментировала DB ситуацию депутат Европейского парламента, докладчик по торговым отношениям России и ЕС в Европарламенте Инесе Вайдере («Единство»/ Партия европейских наций). В середине сентября состоится обобщающее зачтение доклада о ситуации с исполнением коммерческих соглашений ЕС и России, сказала депутат.
Пошлина на новые автомашины варьирует в пределах 420-2700 евро, пишет российская газета «Коммерсант», а на автомобили старше трех лет ее размер составляет от 2600 евро. Налог на тяжелую автотехнику, в особенности на используемую в горной промышленности, может достигать 150 тысяч евро. Это заставляет усомниться в смысле такого бизнеса по импорту вообще.
Общая стоимость экспортируемых из ЕС в Россию автомашин в год превышает 10 миллиардов евро, сообщает Европейская комиссия. По подсчетам российских учреждений власти, 1,3 миллиарда евро из этих денег поступает в госбюджет, информирует русская служба ВВС.
Для ЕС важно также соглашение с Россией об экспорте древесины. Вступление России в ВТО дало надежды на ясные механизмы рассмотрения споров в этой сфере и на прозрачность в российских квотах на экспорт древесины, но и в этом смысле Москва заставляет ждать, отметила Вайдере.
Судя по публикациям в российской прессе, следующей субсидируемой отраслью, по поводу которой может быть конфликт с ВТО, является гражданская авиация. Однако в этой сфере субсидии и препятствия для свободного рынка вряд ли помогут, считают эксперты. «У правительства, конечно, есть серьезные финансовые ресурсы, при помощи которых можно «загасить» любую проблему. Однако российское авиапроизводство не всегда способно эффективно переваривать такие инвестиции», - сказал «Коммерсанту» аналитик агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Причина неэффективности инвестиций, по словам эксперта, в нехватке квалифицированной рабочей силы, инженеров, необходимой компетентности и технологий.
Год членства России в ВТО - это слишком короткий промежуток времени, чтобы можно было ответить на вопрос о выгоде и потерях от этого для работающих в Латвии предприятий. «Никакого движения, потому что Россия как облагала ранее отопительные котлы 15-процентной ввозной пошлиной, так и продолжает это делать до сих пор, и нет никаких сигналов, что эта снижающая конкурентноспособность пошлина будет отменена», - сказал DB председатель правления ООО Grandeg Андрис Лубиньш.
Одна из сфер, где ощущаются перемены, - это лесная отрасль, потому что за первое полугодие выросли объемы импортируемой из России древесины и изделий из нее. «Из России в Латвию я привез не очень много кругляка - всего около 200 кубометров, но в Германию и в Швецию отправляется значительно больше - в среднем 9000 кубометров в месяц», - рассказал председатель правления Acа Timber Ардмандс Апфельбаумс. Он отметил, что в России появились специфические требования, например, балансовая древесина должна быть рассортирована по диаметру, нужны специальные справки, которые осложняют работу. «Россия свой внутренний рынок по-прежнему защищает при помощи различных бюрократических процедур», - подчеркнул Апфельбаумс.
«В Россию мы экспортируем больше, но это никак не связано со вступлением этой страны в ВТО. Ясно, что Россия по-прежнему ловко обыгрывает правила ВТО, и все будет продолжаться, как ранее», - прокомментировал тенденции на традиционном для своей компании рынке председатель правления крупнейшего в Латвии производителя сладостей АО Laima Роландс Гулбис.
Дидзис Мелькис