Экскурс в новейшую 2000–2022 годов историю Омского ТЮЗа в бытность главными режиссерами Владимира Ветрогонова, Бориса Гуревича, Владимира Золотаря, Евгения Рогулькина, Анастасии Старцевой.

Третье тысячелетие в Омском ТЮЗе открыл Владимир Ветрогонов (2001-2010). Его увлекали гомосексуальные и антирусские мотивы в виде глумления над победами России в 1812 г. и СССР в 1945 г. Он оставил омичам спектакли «Чума на оба ваши дома» Г. Горина, «Зверь» М. Гиндина, «Летняя поездка к морю» и «Незнакомка» Ю. Клепикова, «Пассаж в Пассаже» Ф. Достоевского. Здесь и далее я говорю о спектаклях, которые видел сам.

В первом спектакле Горин и Ветрогонов продолжают повествование Шекспира о Ромео и Джульетте. Ромео превращен в косого, хромого, игрока и мошенника Антонио, а Джульетта — в блудницу Розалину, которую тетя предоставляет для особо важных гостей, от последствий которых она избавляется с помощью «снадобий» и «пилюль». Мало того, Розалину насилуют двое, из которых один негр. Она превратилась в «пирожок с начинкой», не зная, кто родится — белый или черный. Розалина закалывает ножницами своего мужа и ее венчают с Антонио.

В лексиконе персонажей ласкают слух такие выражения, как: «козел вонючий», «ржал, как мерин», «вино-моча», «обделавшись на лестнице», «показать яйца»… Ветрогонов в пух и прах разбивает миф о любви шекспировских героев, вываливает кучу мусора из фальши, блуда, скабрезности и пошлости.

В спектакле «Зверь» на планете остается только бомж и невинная девица с родителями. Чтобы размножить человечество, родители ловят дочурку, держат ее за руки и за ноги, а вонючий бомж эффектно насилует ее под аплодисменты зрительного зала. Зоологические мотивы насаждал Ветрогонов в детском театре. В спектакле «Пассаж в Пассаже» сделан огромный красочный задний проход крокодила, в который входит и выходит персонаж.

Дождавшись 60-летия, Ветрогонов по рекомендации директора театра Валентины Соколовой получает медаль от губернатора Полежаева и исчезает в СПб.

После Ветрогонова на два года (январь 2012-январь 2014) главным режиссером становится Борис Гуревич. Он тоже из СПб, но он там родился, а Ветрогонов родился в портовом городе Николаеве, что на Украине и это оказалось значимо. Гуревич поставил два спектакля: «Принцесса Кру» и «Мой милый Плюшкин» по пьесам Виктора Ольшанского, оба добрые и нравственные. Рецензии на эти спектакли помещены в моей книге «Театр на пути к апокалипсису», и останавливаться на них здесь нет возможности.

Беда вновь пришла в ТЮЗ вместе с главным режиссером Владимиром Золотарем (2013-2017). Пользуясь покровительством областного министерства культуры в лице министра Виктора Лапухина, он разгромил ТЮЗ, превратив его в рупор зарубежных извращенцев.

Героями театра стали малолетние и разновозрастные террористы и убийцы. В уникальном спектакле «Манюня» двенадцатилетняя девочка достает с антресоли отцовское ружье, заряжает его пулями и дважды (мимо) стреляет в сидящего на балконе учителя. Спектакль с восторгом был отмечен в прессе. В поделке «Веревка» двое студентов ради интереса душат третьего, анализируя процесс удушения, кладут его в сундук, на котором накрывают праздничный стол, ставят шампанское и усаживают отца задушенного.

В спектакле «Две дамочки в сторону севера», напившись пьяными, пожилые сестры пляшут на могиле своего отца с коробкой пепла от праха матери, в которой брякает ее брошка. Сестры говорят:

«Танцуем вместе. А мамочка брякает — она тоже танцует. Танцует и отец в могиле».

В спектакле «Централ Парк Вест» по пьесе Вуди Аллена Золотарь демонстрирует карнавал спариваний персонажей под флагом «Вставший член не ведает стыда» по аналогии со стихом Анны Ахматовой: «Когда бы знали, из какого сора / Растут цветы, не ведая стыда».

Чудовищные спектакли Золотаря для детей и юношества идут до сих пор, сам же он скоропостижно исчез, оставив театр в долгах, разгромив его во всех отношениях: исчез уютный буфет, перестали выпускаться программки, исчезла традиционная фотогалерея артистов в фойе, прошли позорные судебные процессы с уволенными сотрудниками театра… Золотарь сбежал внезапно, до окончания театрального сезона, в феврале 2017 г. Министр культуры Лапухин успел по-отечески напутствовать его:

«За время работы Золотарь показал себя ярким, неординарным режиссером. Думаю, в дальнейшем Владимир Александрович будет желанным гостем в омских театрах».

Надо понимать, министр рекомендовал его тем самым и другим театрам.

После Золотаря главным режиссером театра стал Евгений Рогулькин (2017-2021) из Новосибирска. Его постановка «Грозы» Островского в некоторых отношениях показалась мне интересней «Грозы», смотренной в то же время в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Е. Рогулькин удивил масштабностью своего мышления, новизной режиссерских решений, тонкостью проникновения в характеры, казалось бы, хорошо знакомых со школы персонажей.

Другой уникальной постановкой Евгения Рогулькина явилась «Люди, места, вещи» по пьесе Дункана Макмиллана, в которой освещаются страшные социальные проблемы наркомании и психических срывов среди артистов. В спектакле «Отцы и дети» по роману Ивана Тургенева еще одна тревожная тема — проблема поколений.

Его мировоззрению соответствуют и спектакли приглашенных режиссеров. К ним можно отнести великолепный спектакль «Онегин» режиссера Юрия Печенежского, «Дюймовочка» режиссера Надежды Бизиной, поэтический спектакль «Цыганы» в стиле фламенко щукинской дипломницы Евгении Мальгавко по произведению Пушкина.

Особо следует назвать постановку заслуженного артиста России Александра Гончарука «Нарния». В ней впервые на тюзовской сцене, да и вообще в Омске, неожиданно серьезно обозначена библейская тема. Назову еще только удивительный спектакль «Смертельный номер» по пьесе Олега Антонова. Его поставила молодая Анастасия Неупокоева из Новосибирска. Спектакль, казалось бы, о клоунах поднимает целый пласт общественных проблем, поднимаясь в своих обобщениях до прихода человечества к своему концу.

С благословения Евгения Рогулькина артистом ТЮЗа Максимом Пешиным был поставлен странный завораживающий спектакль «Возвращение домой» по пьесе Ярославы Пулинович. Запоминаются в нем артисты сам Пешин (Птица Феникс), Михаил Квезерели (Молодой Орел), Вероника Крымских (юная дева Тося и она же Кошка), Александр Галимов (Воробей). Славный спектакль получился — мечтательный, будоражащий, светлый и на современную тему. Запомним и мы этих артистов, к которым вернемся в конце данного материала.

Все спектакли при Главном режиссере Евгении Рогулькине поставлены как бы одним человеком с чистым и добрым сердцем, с чувством гражданской ответственностью за наших современников и соотечественников. Спектакли при нем разительно противостоят аморальным постановкам выше названных режиссеров. Казалось, Евгений Рогулькин открыл новую добрую страницу в истории ТЮЗа, но против его желания, без всякого объяснения ему не продлили контракт и летом 2021 г. он вынужден был покинуть ТЮЗ.

С января 2022 г. главным режиссером ТЮЗа поставлена Анастасия Старцева. Свою деятельность она начала с претензий к артистам, а ни с программных заявлений о репертуаре, эстетических, этических и прочих художественных ценностях спектаклей.

По ряду омских СМИ разошлись растиражированные на этот счет ее слова:

«У артистов сейчас не две репетиции, как полагается, а есть третья, она практически круглосуточно в театре. Кто справится с этим режимом, тот подтянется и будет успешным. А кто не сможет, мне кажется, сам покинет театр». На другой встрече с журналистами (4.02 2022) она вновь гордится своими достижениями: «Актеры у меня заняты с 11 утра до 9 часов вечера. Не 2 репетиции в день, а 3. Сейчас на сцене постоянно почти все».

Старцева осознает последствия своей реформы, но не останавливается: «Это очень трудно, у артистов шок от бешеной нагрузки, которая на них свалилась. У нас даже те, кто в эпизоде, постоянно на сцене».

В первых же этих словах при появлении перед журналистами она разоблачает себя в том, что не признает Трудовой кодекс РФ, в котором разрешается не больше двух репетиций в день. Там определенно написано, что «для работников театра устанавливается рабочая неделя с одним выходным днем. Продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов при недельной норме 40 час (ТК РФ, ст. 91). В случае проведения двух репетиций время перерыва не может быть меньше трех часов». Она же держит артистов на сцене по 10 часов в сутки, лишая соответственно необходимых трехчасовых перерывов и далеко выходя за 40 часов в неделю.

В ТК РФ есть целый ряд и других подробностей, например, устанавливается время начала и окончания репетиций: дневные с 11до 14³°, вечерни с 17 до 20³°. Ни о какой третьей репетиции, которая «практически круглосуточно в театре» там нет и речи.

Она пришла в ТЮЗ сломать и беспрекословно подчинить себе артистов, а не для творческой деятельности. И вот результат, проработав полгода, она не продлевает годовой контракт, т. е. фактически увольняет сразу невиданное количество артистов — 8 из 30, т. е. 26,66666%. Округлим это число, получим 27%, не будем же мы дробить живых людей в пепел, как это делал Золотарь. В спектакле «Две дамочки в сторону севера» он кремировал старушку, пепел положил в замазку и замазал все дыры на стенах дома.

В числе уволенных оказались: уникальный Александр Галимов; высокий, крепкий, с ярко выраженным мужским образом Михаил Квезерели; очаровательная Мария Овчинникова; поющая красавица Вероника Крымских, артист и режиссер Максим Пешин; проработавшие только год, но уже пустившие свои корни в театре Анастасия Алешина, Виктория Богатырева, Артем Хайлов. Лишь один из них — Александр Галимов оказался предусмотрительней остальных и заранее присмотрел себе место в другом театре, видя, что дело в ТЮЗе пахнет керосином. Остальные оказались действительно в шоковом состоянии, поскольку Старцева объявила о сокращении их внезапно, в последние день перед отпуском, когда в других театрах труппы уже были укомплектованы, и теперь им некуда податься.

Наиболее вызывающе и беспардонно повела себя Старцева в отношении Михаила Квезерели. Сам он оценивает ситуацию так:

«Я считаю отношение ко мне Старцевой подлым: поздравить меня с новорожденным ребенком и следом уволить через полчаса».

Жена его в это время еще будет находиться в декрете, т. е. семья лишилась средств существования.

Основные претензии Старцевой к артистам заключаются в их недисциплинированности, в опоздании на репетицию или спектакли, но вот парадокс: Анастасия Старцева наказывает артистов за несоблюдение трудовой дисциплины, но прежде она нарушает ее сама, откровенно и безнаказанно игнорируя ТК РФ.

Нелеп случай и с бородой Максима Пешина. Ему было сказано, что его борода в сказке может испугать зрителя. Могу свидетельствовать, что своей бородой за десятилетия я не напугал ни одного малыша, а ее не сравнить с юношеской бородкой М. Пешина. Наоборот, дети 2-3-х лет улыбаются мне и радостно говорят родителям: «Дед Мороз» или: «Новый Год».

Мне приятно говорить об артистах ТЮЗа и, в частности, об уволенных. Каждый из них уникален и первые пять успешно зарекомендовали себя во многих спектаклях. Скажу про Марию Овчинникову, исполнительницу главной роли Татьяны в спектакле «Онегин». Цитирую ее слова, высказанные в прессе:

«Нельзя молчать, когда тебя в лицо называют слабоумной (это уже явное хамство — Л.С.) или на репетициях говорят: «Ты бесполезный человек». Никто не имеет права оскорблять меня. Да, я опаздываю, не буду это опровергать. Да, я бываю рассеянной, но это никогда не было жестом мыслей, что мне всё дозволено».

Мария очаровательна и в этой своей публичной исповеди — говорю это в качестве священника. В руках профессионального режиссера из нее может получиться обработанный бриллиант, на который будет специально приходить зритель. То, что Старцева считает недостатками Марии, в руках умелого педагога может стать на сцене ее достоинствами, потому что она искренна, оригинальна, а не безлика.

Что касается трех последних артистов, я не видел их на сцене, но вот на театральной встрече меня познакомили с Артемом Хайловым, который уже визуально произвел на меня замечательное впечатление. У него устремленный в себя, отрешенный от мира взгляд, замкнутый на себе, он как бы здесь, но где-то еще и там, в неизвестном, но таком манящем будущем, где будет достойное место и для него. Оказывается, он еще студент, пластически развит, музыкален, играет на фортепьяно, одет в черную театрального вида рубаху, похожую на церковное облачение. Его пригласил год назад Евгений Рогулькин.

Молодец Евгений Викторович, есть у него профессиональное чутье и знание людских душ, а я уподобляюсь здесь поэту Гаврилу Державину, о котором А. С. Пушкин написал в романе «Евгений Онегин»: «Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил». Вот и на меня юный Артем Хайлов произвел в беседе светлое впечатление, и я пожелал ему успехов на его жизненном пути.

Возвратимся к программному выступлению Старцевой: «У артистов шок от бешеной нагрузки, которая на них свалилась!» Да кто же разрешил ей издеваться над артистами и ради чего? Ведь не явление природы свалилось на них, она сама свалила на них «бешеные нагрузки» и восьмерых уложила.

Еще один вопиющий акт нарушения ею ТК РФ: «У нас даже те, кто в эпизоде, постоянно на сцене». Спрашивается: а кто будет оплачивать в таких случаях рабочее время артистов, которых она превращает в зрителей? Создается впечатление, что главной причиной претензий Старцевой к артистам и поводом для их увольнения является ни нарушение ими трудовой дисциплины. Нарушения дисциплины случаются в любом сообществе, они устраняются воспитательной работой, а не репрессиями, тем более в таком интеллигентном коллективе, как молодежный театр, в котором она, замечу, не смогла никого обвинить, например, в самых распространенных современных бедах — пьянстве, матерщине или моральном разложении.

Подлинной причиной увольнения артистов мне видится нежелание Старцевой считаться с артистами, которые привыкли к уважению прежних руководителей и тем более зрителей. За каждым из артистов тянется шлейф почитателей. Они привыкли к цветам, а не к хамству и потому явно или не явно протестуют против ее диктата, она же вычисляет, находит их и искореняет.

Для разительного сравнения процитирую программную речь Бориса Гуревича в январе 2012 г.:

«В качестве главного режиссера планирую бережно сохранять творческое лицо театра и накопленный опыт художественного руководства в сильном и стабильном высокопрофессиональном коллективе». Был сильный и стабильный, стал оскорбленный и разгромленный.

Не уступает Гуревичу в уважении к коллективу ТЮЗа и следующий за ним Евгений Рогулькин. 19 июля 2022 г. в разгар означенной вакханалии состоялось чествование главного художника ТЮЗа Сергея Федоричева в связи с его 65-летним юбилеем и 40-летием творческой деятельности. Евгений Викторович специально прибыл из Новосибирска, чтобы поздравить юбиляра, с которым он поставил шесть спектаклей. Это нормально, но поразительно то, что среди присутствующих не оказалось Старцевой, должной быть даже по протоколу, и никаких извинений с ее стороны оглашено не было.

Меня позабавила, озадачила и повергла в изумление еще одна фраза, произнесенная А. Старцевой 6 апреля 2022 г.: «Я бойкая девушка и ничего не боюсь». Оставим в стороне то, что она выдает себя за девушку, когда на вид ей лет 36-40. Важно другое. Из этой фразы следует то, что она пришла в десятилетия складывающийся добрый коллектив ТЮЗа ни с уважением к его традициям, а как бы во враждебный лагерь, где ее будут сильно бить.

Есть крылатое простонародное выражение для подобного рода девушек — «бой-девка». Википедия подсказывает, что после совершеннолетия в 18 лет подобных персонажей следует называть «бой-бабой», а также предлагает и другие синонимы, типа: бабабой, гром-баба, клин-баба и так далее. Последнее, мне кажется, наиболее подходящее в данном случае, т. к. означает женщину разрушительницу.

ТЮЗ оказался обескровлен, и дело не только в том, что меньше стало артистов, а в том, что каждый из уволенных занят в нескольких спектаклях, иногда в главных ролях. «Онегин» лишился исполнителей главных ролей Марию Овчинникову, Александра Галимова, Веронику Крымских; «Возвращение домой» — Максима Пешина, Михаила Квезерели, В. Крымских, А. Галимова. Что будет с этими спектаклями? Заняты названные артисты и в других спектаклях. К тому же нередко спектакль ставится под конкретного артиста (актрису) и если его убрать или найти где-то похожего, замена не будет адекватной.

Сама Старцева смогла поставить за полгода в должности главного режиссера только одну сказку «Проделки хитрецов», да одну в декабре 2021 г. — «Щелкунчик», когда она была приходящим режиссером. «Щелкунчика» я посмотрел и нашел эту постановку не то что неудачной, а просто жалкой, несуразной, суетной, бессодержательной, бестолковой и скучной, несмотря на использование большинства артистов до их разгона. Она не смогла организовать их в единое коллективное действие, ясно обозначить сюжет, увлечь юных зрителей.

Театральный сезон 2021–2022 года закрылся в ТЮЗе 1 июля 2022 г. премьерой спектакля «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской. Спектакль оказался основательным, содержательным, дерзким, но, похоже, Старцева к нему никакого отношения не имеет. Режиссером его явился Владимир Вобликов, которого директор театра Михаил Мальцев лично встретил в Ярославле и пригласил для постановки в Омск. Спектакль достоин внимания, и мой материал о нем выйдет позднее.

В последние же полгода над ТЮЗом совершено насилие, его надо спасать, для чего предлагаю убрать с должности главного режиссера Анастасию Старцеву, человека в театре случайного. Удалить ее лучше по-хорошему, с повышением, хотя бы на должность областного министра культуры, там ей будет лучше, а всех удаленных ею артистов возвратить в родной молодежный театр.