Разгар лета. Празднование Дня города…. Самое время прогулок по паркам и улицам. Омск — город не туристический. Экскурсии на улицах- редкость. Но все же, есть те, которые ежедневно рассказывают о жизни Омска и омичей. И это — городские скульптуры.
Веками сложилось, что люди увековечивают разные события в своей истории или героев своего времени в памятниках. Позднее скульпторы стали создавать свои произведения и без повода, а так — по настроению… для украшения городов и парков. Появилась жанр — так называемая, городская скульптура. Конечно, традицию задала Европа — ну кому же не знакома скульптура «писающий мальчик», установленная в Брюсселе в 15 веке (одна из версий)?
В России увлечение появилось позднее и в более целомудренной форме. Ну, а до нашего города докатилось и совсем недавно — менее 100 лет назад.
Сведения о первой жанровой скульптуре в Омске датированы 1936 годом. Именно в этом году на месте взорванного Успенского Кафедрального собора и архиерейского сада появился сад под названием «Пионерский» Здесь же был и Дворец пионеров, где где дети Страны советов получали знания и умения по разным предметам.
К открытию в саду была установлена скульптурная группа «Дети, кормящие пингвинов».
Несколько странный выбор для сибирского города. Но с другой стороны, где еще дети в те годы могли увидеть пингвинов?
В СССР все мероприятия для детей должны были носить просветительский и воспитательный характер, а эта скульптура символизировала заботу о братьях наших меньших.
Вот собственно и все, что известно об этой скульптурной композиции. Имя автора не известно. Может, кто из читателей располагает такой информацией? Сама скульптура сохранилась до наших дней и стоит почти на том же месте, только в ином окружении. Небольшой бассейн, в центре которого она была изначально установлена, исчез. Да и сад уже не «Пионерский».
Но традиция создавать скульптурные композиции для мест отдыха детей, сохранилась и в наш дни. При реконструкции сквера имени 30 Лет ВЛКСМ, в 2016 г. появилась детская площадка со сказочными героями.
Вот такими представил скульптор Владимир Бардаенко Кота-ученого и Конька—горбунка.
В 30 — 50 годах прошлого века, в Советском союзе очень популярны были гипсовые скульптуры. Строителей коммунизма воспитывали в стремлении к труду, физической красоте, спорту и здоровому образу жизни И скульптуры призваны были эти стремления пропагандировать. Белые фигуры весьма отдаленно напоминали мраморные статуи из Летнего сада в Петербурге. Да и изображали он уже не античных героев, а своих современников: людей труда, физкультурников и пионеров.
Изготавливать такие изваяния было дешево и быстро. Отливали фигуры массовыми сериями и во всех парках страны стояли одинаковые гипсовые баскетболисты, гимнасты, боксеры и т. д. А выражение «девушка с веслом» — по названию одной такой скульптуры, стало нарицательным и до сих пор обозначает красивую, физически крепкую, решительную девушку, для которой не существует преград. Так вот и выглядела эта скульптура.
Автором самой знаменитой «Девушки с веслом» был скульптор Иван Шадр (Иванов) — ученик Огюста Родена. В годы Гражданской войны скульптор жил и работал в Омске. В 1934 году для московского парка им Горького Шадр создал 11 метровую статую девушки с веслом, которая стала необыкновенно популярна И уже в 1936 году мастер получил госзаказ на 50 фигур спортсменов для Центрального парка Москвы. Затем эти фигуры были растиражированы из гипса и отправлены по городам страны.
Возможно, копия именно его девушки украшала и Омские парки.
В омском парке им 30 лет ВЛКСМ открытом в 1948 году по центральной аллее был представлен целый отряд гипсовых физкультурников. Сейчас сохранилось лишь несколько постаментов.
Художественная ценность гипсовых скульптур была невелика, и уже в 60 е годы их признали дурным вкусом. Да и материал был хрупок и, со временем, почти все фигуры отправили в утиль. Уцелевшие статуи, в том числе, и девушка с веслом, в основном, находятся на частных территориях. И лишь два гипсовых изваяния по прежнему доступны взорам омичей.
Стойкость проявили военные.
Еще в начале 21 века у здания Дома офицеров на улице Партизанской находились гипсовые фигуры танкиста и пехотинца. Они переехали с территории Пехотного училища в 1956 году и простояли еще, без малого, полвека, пока их не повредили.
В 2008 г. скульптуры отреставрировали и к 9 Мая 2009 года разместили на территории Музея воинской славы, расположенного в Выставочном сквере. Там статуи оказались очень к месту, и среди военной техники времен Великой отечественной войны создают особую атмосферу ушедших лет.
Последние годы, гипсовые фигуры вновь становятся популярны. Их используют для ландшафтного дизайна приусадебных участков. Но, к сожалению, атмосферу времени они уже не создают.
В середине прошлого века городских скульптур стало появляться значительно меньше, изготавливали их уже из долговечных материалов и количество копий было небольшим.
В 1958 году сад Пионеров украсила скульптура оленя. Автором является московский скульптор А.Посядо.
В отличие от пингвинов, олени как и их ближайшие родственники — лоси обитают на территории Омской области. Еще несколько десятилетий назад, они захаживали в город. Старожилы помнят, как в 70 -е годы прошлого века, зимней ночью могучий лось перешел замерзший Иртыш со стороны левобережного лесопарка и разгуливал по набережной, пока не разбил витрину магазина, пытаясь посоперничать со своим отражением на стекле.
Всего в Омске известны три оленя. А вот о количестве их копий спорят до сих пор. В семейных альбомах омичей есть фото, сделанные в одно время в разных местах, где изображены наши олени.
На Иртышской набережной, недалеко от бульвара Победы и в наши дни можно увидеть скульптуру оленихи с маленьким олененком.
Еще одна такая копия стояла на берегу Лебединого озера в Старозагородной роще, еще одна у здания общества охотников и рыболовов, а затем переехала к Министерству природных ресурсов, где её зачем-то покрасили в серебристый цвет.
В саду Пионеров, позднее, был построен бассейн для оленя, а в 1996 году оборудован цветомузыкальный фонтан. Фигура оленя на постаменте, имитирующем горную гряду, смотрелась просто волшебно среди разноцветных огней.
Чаша фонтана имела форму сердечка.Так проектировщики сохранили раскидистое дерево, которое попадало в зону постройки бассейна.
Но уже в 2005 году и фонтан и бассейн снесли и на их месте возвели копию разрушенного в 1935 г. Успенского кафедрального собора.Территория стала называться Соборной площадью.
Оленя согнали с его привычного места на обочину тротуара где он, лишившись своей стихии, стал выглядеть растерянным и беззащитным.
Новый фонтан обещали построить на территории сквера, но обещания так остались в прошлом.
Где-то сейчас стоят и копии этого оленя.
Неподалеку «Оленя» находится скульптурная композиция «Марафонец». Открыли её в 2003 году, перед стартом 14 Международного сибирского марафона, ежегодно проходящего в Омске с 1990 года. Установлена скульптура на месте старта Сибирского марафона.
Победитель забега, последний раз оттолкнувшись от земли, как будто парит в воздухе, разрывая финишную ленту. По своей конструкции, скульптура уникальна — она держится на одной точке. Автор композиции московский скульптор Игорь Кирилов.
Позднее появилась и стена чемпионов, на которой можно прочитать имена всех победителей и время, за которое они преодолели марафонскую дистанцию.
От Соборной площади пройдемся по улице им. Ленина. Последние годы вся улица выглядит, как музей городской скульптуры. Здесь прекрасно соседствуют персонажи из разных времен и разных сословий.
На улице, названной именем вождя мирового пролетариата в 1998 г установлена скульптура, посвященная человеку рабочей профессии. Прямо из водопроводного люка, омичей и гостей города приветствует Степаныч-наш самый популярный слесарь-водопроводчик.
Во многих городах есть скульптуры, посвященные этой замечательной профессии, но омичи считают, что именно наш Степаныч — самый добродушный и упитанный. Таким его создали авторы Сергей Норышев и Виктор Вахитов.
А на другой стороне улицы встречаем совсем других героев. На внутреннем дворике старейшего и самого знаменитого магазина города, элегантная дама за самоваром позирует фотографу. В облике её угадывается купчиха М.А Шанина — владелица этого самого магазина, построенного в далеком 1900 году. Скульптурная композиция установлена в 2010 году. Авторы: скульптор С. В. Козач и архитектор В. С. Мальцев.
Здесь же — рядом с магазином находится и дом самой хозяйки. Вполне себе скромный дом, учитывая доходы купчихи первой гильдии и почетного гражданина города Омска. Дама выглядит слишком изящной для традиционного представления о русских купчихах конца 19- начала 20 века. Но в том и есть сила искусства, что внутреннюю красоту и достоинства человека можно воплотить в привлекательном осязаемом образе.
Да и сама Шанина была женщиной достаточно прогрессивной и просвещенной для своего времени. Рано овдовев, она очень эффективно управляла семейным бизнесом. Ежегодно к пасхе проводились распродажи товаров.Торговля не была ее единственным занятием.
Купчиха активно участвовала в культурной жизни города, а В 1916 году в честь двухсотлетия города, Шанина сделала самое большое пожертвование -25 тыс. руб на основание народного университета в Омске.
До конца 20 века, бывший магазин Шаниной являлся ЦУМом — центральным универмагом города. Да он и сейчас популярен- хочется просто зайти в красивое здание чтобы ощутить атмосферу ушедшей эпохи.
В 1999 г на пересечении улиц им. Ленина и им. Либкнехта, прямо у центрального входа в магазин Шаниной, установили скульптуру в честь юной дамы — жены генерал губернатора Омска Густава Гасфорта- Любовь Федоровны. Скульптуру так и называют- Любочка. Сама Любочка Гасфорт прожила в Омске всего год с 1851 г. по 1852 г. и умерла в возрасте 23 лет от чахотки. Но добрую память о себе оставила. Даже нынешнюю улицу Ленина, и в наши дни, иногда именуют Любинским проспектом, хотя официально, улица так никогда не называлась.
Скульптор С. Норышев сумел передать трогательную простоту и очарование юной губернаторши. Омичи полюбили свою Любочку. Любят и сфотографироваться с ней, присев рядом на лавочку.
Развитие частного бизнеса привело и к развитию жанровой скульптуры. Некоторые скульптуры являются частной собственностью.Бизнесмены стараются привлечь внимание к своим заведениям.
Так появились скульптуры, запечатлевшие « интуристов». На ступеньках ресторана присел поразмыслить голландский художник Винсент Ван Гог, а по соседству голливудский актер Рутгер Хауэр развлекает прохожих. Скульптуры созданы по эскизам омского художника Алексея Капралова. Почему именно эти герои оказались в сибирском городе, неизвестно, но выглядят скульптуры атмосферно. Омичам нравятся.
У Александра Капралова много работ, выполненных для родного города. Мастер работает в технике сварного металла. Его работы всегда с философским подтекстом. Самая известная, пожалуй, скульптура Дон Кихота, установленная в 2000 году у Театра Юного Зрителя
Скульптурная композиция осталась незаконченной. Предполагалось еще присутствие верного оруженосца, но у заказчика — омской мэрии, видимо, денег не хватило. Сейчас идет масштабная реконструкция ТЮЗа, по завершении которой, к Дон Кихоту должен присоединиться его Санчо Панса.
В 2011 перед въездом на мост через Омь, установлена еще одна скульптура Сергея Норышева — «Омский городовой». Познакомиться со стражем порядка подходят все гости города, гуляющие по улице Ленина. А его правообладателю- частному предпринимателю, пришлось даже судиться с мэрией. Чиновники хотели заполучить бравого городового в штат города.
Несколько лет назад, на городового совершили покушение и он лишился своей сабли. Горожане переживали за стража порядка, пока сабля не вернулась к нему. Сейчас у омского городового есть поддержка — на него преданно смотрит пёс, сидящий у ног.
Владелец скульптуры запечатлел в этом образе свою любимую собаку.
Омичам так полюбились эти герои, что погладить собаку и подкрутить залихватские усы городовому — стало традицией, а бронзовые усы и голова собаки от прикосновений множества рук, уже засверкали на солнце.
На левом берегу Оми, в сквере имени Врубеля в 2014 году установлена скульптурная композиция под названием «Встреча».
Авторы — московские скульпторы Павел и Илья Мишанины изобразили парня и девушку, мило беседующих за чашкой чая.
У скульптуры очень романтичная история. Её подарил городу омич, который познакомился в этом сквере со своей будущей супругой. Здесь любят фотографироваться влюбленные пары- как местные, так и гости нашего города. Печально, что чашечка с чаем осталась только в крепких руках парня. А вот девушка лишилась своего чайного прибора. . …. Эх люди….
Символично, что в этом же сквере, совсем рядом с влюбленной парой находится и аллея молодоженов. Липы, посаженные в два ряда цветут в середине лета, источая нежнейший аромат. К сожалению, ни за сквером, ни за липами нет должного ухода. Уже второй год десяток засохших деревьев стоят, как на пепелище. Остальные — обломаны или стали жертвой автомобильной парковки.
По адресу ул. Ленина, 26 находится комплекс исторических зданий, в которых на протяжении многих лет располагались военные учебные заведения.
В 1813 году впервые было открыто Войсковое казачье училище. За прошедшие годы менялись названия учебного заведения и звания его выпускников, менялась власть, но неизменным оставалось одно — в этих стенах обучались те, кто служил и служит своему Отечеству.
До 2021 года здесь находился Омский кадетский военный корпус. В 2016 году перед входом на территорию корпуса установлена скульптура Екатерины Криль, запечатлевшая кадета, принимающего присягу.
Кадетский корпус переехал в новое здание, а бронзовый кадет остался на своем историческом месте. Возможно, по новому адресу учебного заведения, находится копия этой скульптурной композиции.
В Театральном сквере, рядом с Никольским Казачьем собором 8 июля 2011 г. установлена скульптурная композиция С. Норышева, посвященная святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским. Эти святые почитаются русской православной церковью как покровители семьи и брака и 8 июля на Руси празднуют День Петра и Февронии.
Их союз вот уже несколько веков признается, как образец семейного счастья и семейных ценностей.
К скульптуре святых молодожены приносят цветы в день венчания, которое проходит здесь же — в Никольском соборе.
Еще одна скульптурная группа, посвященная любви и верности «Лебединая стая», установлена в сквере у Старозагородной рощи летом 2016 г. В начале 20 века, на этом месте, действительно, была старозагородная роща — любимое место отдыха омичей. Сейчас о ней напоминает только название.
На искусственном водоеме, рядом с оживленной автомобильной дорогой, несколько лет назад селились лебеди. Им и посвящена композиция Сергея Козача. А озеро до сих пор называют «Лебединым».
Хотя сейчас там плавают только утки.
Это повторное изображение прекрасных птиц. Первую композицию любители фотосессий привели в негодность, пытаясь вклиниться в птичью стаю для эффектного фото.
В скором времени ожидается масштабное благоустройство сквера и создание природно-рекреационного комплекса «Старозагородный». Ради этого, местные власти пошли на беспрецедентный шаг — забрали половину территории у дендрологического сада имени Г. И. Гензе, лишив его, тем самым, возможности дальнейшего развития и существования.
У металлических птиц есть все шансы остаться на своем месте. А вот захотят ли вернуться в шумный парк настоящие лебеди, пока неизвестно.
В последние годы, при благоустройстве общественных мест, вместо жанровой скульптуры, стали популярны, так называемые, малые архитектурные формы. Назначение их — украшать пространство и нести некую утилитарную функцию.
Больше всего таких архитектурных форм сосредоточено на улице имени Валиханова.
Сама улица прославилась тем, что в 2016 году Газпром потратил более 2 млрд руб на её реконструкцию к 300 летию города Омска.
К примеру, был установлен такой вот веселый светильник.
Собственно, вклад его в освещение улицы незначителен. Возможно, кто-то восхищается светящимися огоньками, как когда-то восхищались лампочкой Ильича. Возможно, в данном светильнике есть какая-то инженерная уникальность, но омичам об этом не поведали.
Светильник, всего лишь, один из многочисленных элементов оформления улицы имени Валиханова.
В публикации представлена только часть жанровых скульптур, украшающих улицы и скверы нашего города. Расскажите в комментариях, о каких еще интересных и малоизвестных омских скульптурах знаете вы.
Фото автора и из открытых интернет источников.
Елена Иванова