Спектакль «Свадьба Кречинского» по пьесе Александра Сухова-Кобылина в Омском академическом театре драмы. Режиссер Александр Кузин, сценография и костюмы Андрея Климова, художник по свету Денис Солнцев, композитор Василий Тонковидов.

Славное дело свадьба-женитьба. Ангелы поют на небесах, дьякон призывает: «Яко да Господь Бог наш дарует вам брак честен, и ложе нескверное». Священник возглашает: «Венчается раб Божий….венчается раба Божия…», сам Христос в Кане галилейской превращает воду в вино на радость всем честным людям. Веселие и на Руси есть питие. Словом, незабываемое событие. Суетятся фотографы, рассыпаются лепестки роз перед шествием новобрачных.

Однако не всегда бывает так благополучно, случается порой непредвиденное. То жених в самый решающий момент струсит и сбежит прямо через окно, о чем нам рассказал Гоголь в «Женитьбе», и всё грамотное человечество вечно переживает теперь за обиженную невесту Агафью Тихоновну.

То вмешаются бесовские силы, которых некоторые называют капризами природы.

Жених заблудился ночью и невесту в полуобморочном состоянии венчают с совершенно незнакомым юным гусаром, который торопится на войну с Наполеоном. Через четыре года офицер возвращается двадцатишестилетним раненым полковником, влюбляется в незнакомку, которая является его женой, с которой, не зная ее, обвенчан в ту роковую ночь, и снова человечество льет слезы, но уже слезы умиления по поводу счастья Марьи Гавриловны и молодого полковника Бурмина, изложенного Пушкиным в повести «Метель».

Посрамлены бесы.

Наша нынешняя история тоже из разряда необычных, но совершенно другого характера, без слез, но воспринимаемая с тяжелым напряжением души и сердца. Чувствительным и слабонервным я бы поостерегся рекомендовать этот спектакль. История больше похожа на современный детектив — жанр, суть которого автору Сухово-Кобылину пришлось ощутить в личной жизни.

Во время пребывания в Париже он сошелся с Луизой Симон-Деманш, которая стала его любовницей. Однажды она была найдена убитой, и он семь лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался, оправдан. Сидя в тюрьме, он от скуки и начал писать пьесу «Свадьба Кречинского» (1850–1854 г.). Сухово-Кобылин высокообразован, окончил Московский университет, но в жизни его были и другие трагические обстоятельства, как потери по болезни первой и второй жены.

Жених Кречинский не любит Лидочку, но ее отец Петр Константинович Муромский зажиточный ярославский помещик, на капиталы которого тот рассчитывает. Лидочка не нужна ему, он считает ее глупой. В какой-то степени может быть и так. Отец в споре с тетушкой Лидочки Анны Антоновны Атуевой, которая занимается ее воспитанием, критически отзывается о ее занятиях так:

«Чему она учится? Выйдет в двенадцатом часу из спальни — пойдет визитные карточки вертеть… Вот тебе и занятие! Потом гонять по городу, там в театр, там на бал. Ну, какая это жизнь? К чему вы ее готовите? чему учите? а? вертушкой быть? шуры-муры».

У кого же и где она научится? Разве только в театре, но там дипломы об образовании, как и сегодня, не выдают. Может быть, этот персонаж и глуповат, но поскольку Лидочку в театре играют всегда первые красавицы, то это качество не имеет значения, или, по крайней мере, уходит на дальний план. Играть Лидочку — это награда для актрисы, но, конечно, ко многому и обязывает, надо оправдать доверие и режиссера и зрителей.

Роль Лидочки исполняет Мария Токарева. Я видел ее во многих ролях, но по причине отсутствия известного кода почти год возможности посещать театр не имел. Когда же посмотрел «Свадьбу Кречинского», то был приятно удивлен многими изменениями к лучшему в ее облике и игре.

   

На фото артисты Валерия Прокоп, Руслан Шапорин и Мария Токарева.

Везде она привлекательна, способна и, не побоюсь этого слова, красивая, но тоньше и разнообразней стала ее мимика, богаче интонация речи и слов. Она научилась владеть своим телом настолько, что выражает эмоции, чувства и мысли порой без слов и так умело, мило и деликатно, что публика тут же оценила и, казалось, ждала каждого ее движения, зачастую подчеркнуто театрального.

Это было не трудно заметить по реакции зала, который ощущался единым целым. Обычно искусством владеть зрителями имеют опытные актрисы, которые заранее знают, когда, на какой минуте и как поведут себя зрители, но здесь наслаждалась игрой, в первую очередь, она сама, и только затем зрители. Если Лидочка у кого-то и глуповата, то это не наша Лидочка.

Слегка ироническая манера игры Марии, ее выразительное лицо и особенно глаза свидетельствуют о живости ее ума, что нашей Лидочке это нисколько не мешает, но обогащает образ.

Картина «Сватовство майора» художника Павла Федотова, 1848 г.

На Лидочке шикарное платье, явно взятое художником Андреем Климовым с картин русских художников XIX в. Не обижены и все остальные персонажи, побывав на спектакле, получаешь впечатление, что окунулся в атмосферу быта великосветских домов Москвы или Санкт-Петербурга XIX века.

На фото артисты слева направо: Руслан Шапорин, Мария Токарева, Валерия Прокоп и Сергей Оленберг.

Роль жениха Лидочки Кречинского исполняет Руслан Шапорин, который блестяще смотрится, картинно красив, его манеры и умение держатся на сцене вне всякой похвалы, он убедителен в каждой мизансцене. Однако герой его есть мошенник высокого класса. Не имея за душой ни имения, ни состояния, он втерся в светское общество и промышляет вместе с компаньоном Расплюевым (народный артист России Валерий Алексеев) игрой в карты.

Кречинский имеет необыкновенный успех у женщин. Вот что говорит на эту тему его камердинер Федор:

«Женский пол… Какое количество у него их перебывало, так это и вообразить не можно! По вкусу им пришелся, что ли, только просто отбою нет. Это письма, записки, цыбулии всякие, а там и лично. И такая идет каша: и просят-то, любят-то, и ревнуют, и злобствуют».

Получается, что Лидочка не смогла расценить его негодную натуру, влюбившись в него и желая во что бы то ни стало выйти за него замуж.

Проиграв всё в карты, Кречинский своим обаянием, хитростью и лестью добился согласия на женитьбу с Лидочкой отца Муромского (заслуженный артист России Сергей Оленберг) и тети — Анны Антоновны Атуевой (народная артистка России Валерия Прокоп). Оставалась одна только проблема — не было денег на свадьбу, а требовала она много средств, чтобы пустить людям пыль в глаза.

На фото артисты Сергей Оленберг и Валерия Прокоп.

Ради того, чтобы получить миллион тестя, он идет на уголовное преступление. Испросив на время у Лидочки ее бриллиант, он отправляется к ростовщику Беку (Николай Михалевский), показывает его, но в залог незаметно оставляет точно такое же стеклышко. Теперь денег хватало не только на свадьбу, но по следам уже шел полицейский (Артем Ильин) с ростовщиком, который раскрыл подлог. Помог Беку другой жених, отвергаемый Лидочкой — молодой помещик Нелькин Владимир Дмитриевич (Игорь Костин). Теперь, вполне возможно, Лидочка оценит и полюбит Нелькина, который спас ее жизнь от позора и унижения. Ведь Кречинский в своем монологе перед свадьбой признавался себе:

«Лидочка — черт знает что такое! какая-то пареная репа, нуль какой-то… а самому махнуть в Петербург! Вот там как игра! А здесь что? Так, мелюзга, дребедень».

Бек с воплями врывается в квартиру Кречинского, где собрались все действующие лица, требует задержать мошенника и, казалось бы, лебединая песня того спета. Полицейский уже достал наручники, но Кречинский успел раньше передать подлинник бриллианта Лидочке, и она при всех свидетелях возвращает его владельцу Беку. Спектакль заканчивается безудержной радостью ростовщика: «Господи! девушка-то! доброта-то небесная! ангельская кротость».

Лидочка достойно, по-христиански вышла из крайне неловкого положения, сказались всё-таки плоды воспитания ее тетушкой Атуевой. По-евангельски простила она мошенника, делом развязав гордиев узел сложившейся негативной ситуации, распорядившись своим бриллиантом, не согласовывая свой поступок с отцом. Это качество перекрыло ошибки ее молодости. В заключительной сцене раскрывается важная сторона русской православной женщины — великодушие.

Полицейский отпускает Кречинского, свадьба не состоялась.

Валерия Прокоп в роли Атуевой, вероятно, достигла вершины своего театрального мастерства, встав вровень с выдающимися русскими актрисами прошлого, да и настоящего. Она ведет свою линию уверенно, с богатейшей гаммой чувств, таких как: лукавство, притворство, настойчивость, бескорыстная любовь (к племяннице), любопытство, а то и кокетливость. Работа ее филигранна, и в этом ей нечего пожелать, остается только удивляться и восхищаться.

Спектакль получился весьма удачным, в чем заслуга всех его участников, и потому хочется сказать если не обо всех, то хотя бы о большинстве артистов. Помещик Нелькин (Игорь Костин) очарователен уже просто легкостью своего появления на сцене. Он ломает представление о русских помещиках, данных по ошибке Гоголем в «Мертвых душах», где они все показаны жалкими чревоугодниками и бездельниками, а Плюшкин явился вообще гадкой пародией на образ Божий. Поздно спохватился Гоголь и уже не смог сжечь свое произведение. Как бы хорошо пришелся Нелькин к его мертвым душам — молодой, деловой, хозяйственный, щегольски одетый, честный и порядочный.

Есть уверенность, что Нелькин добьется своего, Лидочка трезво оценит его достоинства и пойдет с ним под венец, связав судьбу свою с ним на небесах. И будут у них еще бриллианты, если не грянет семнадцатый год. Будет одиннадцать (примерно) детей, с которыми не откажется нянчиться дедушка Муромский. Он будет любить всех, но постарается воспитывать мальчиков, а девочками будет заниматься бабушка Атуева, помня отрицательный опыт в воспитании Лидочки, едва не отдав ее в лапы мошенника и вертопраха.

Уникален, как всегда, заслуженный артист России Александр Гончарук в образе купца Щебнева. Он восхищает и потрясает, казалось бы, во второстепенной роли — приходит востребовать долг с Кречинского. Стон стоит в это время в зале от восхищения, настойчиво, монотонно, вкрадчиво и в то же время мертвой хваткой добивается он возврата денег, выигранных вчера у Кречинского, поскольку знает натуру этого человека, способного завтра уже скрыться или загреметь по Владимирской в Сибирь на перевоспитание. Гончарук берет зрителей за какое-то чувствительное место и не отпускает его, доводя до истерики. Еще раз убеждаешься: там, где Гончарук, там фейерверк, там праздник для театралов.

Сергей Оленберг (Муромский) — основательный и солидный латифундист на русской земле убедителен уже своей крепко сколоченной фигурой и рассудительностью. Он основателен как столб в шатре, на котором держится вся конструкция спектакля. Однако обыграл его Кречинский, едва не лишив состояния и не погубив его дочь. Уже вышел Муромский благословлять ее на брак с иконой Богоматери, и лишь Господь Бог уберег дочь и отца от непоправимого шага через спасителя Нелькина. Не было в этом возрасте матери у Лидочки, которая материнским сердцем могла бы предотвратить подобный опасный ход событий.

На Валерия Алексеева уже не остается комплиментов. Он, представляя мошенника и подельника Кречинского, настолько эмоционален, что забывает свою фамилию Расплюева и уверенно повторяет, что у него нет фамилии! Он давно и навсегда зарекомендовал себя (ныне и присно и во веки веков) непревзойденным мастером театральной сцены и живет уже не в нашем реальном мире, но в виртуальном, с музой трагедии Мельпомены, и со всеми другими музами — Терпсихорой, Уранией, Клио и прочими, так что у него их целый гарем.

В данном спектакле он одновременно счастлив и несчастлив, его бьют так, что «с него слетают обручи». Вот его рассказ о своих впечатлениях, когда он приходит утром пьяный и побитый:

«Была игра… подменил колоду… попался… Ну, га, га, го, го, и пошло! Ну, он и ударь, и раз ударь, и два ударь. Ну, удовольствуй себя, да и отстань! А это, что это за такое? Ведь до бесчувствия! Вижу я, дела плохо! приятели-то разгорелись, поднапирают, я было за шляпу…».

И это еще не весь рассказ, а только половина, и игра эта виртуозна, можно показывать отдельным концертным номером на старости лет.

Завершает спектакль Николай Михалевский образом обманутого и разоренного ростовщика и вдруг воспрянувшего к новой и, впрочем, такой же старой жизни. В мировой литературе ростовщики зарекомендовали себя кровопийцами, и, говорят, по заслугам. Здесь же мы радуемся за него, он получил назад заложенный у него бриллиант, и Муромские могут теперь при желании выкупить его. Невелика величина ростовщик Бек, но на нем явилось дело Божие — торжество великодушия, смирения и благородство в лице православной русской девушки Лидочки, и Николай Михалевский умело передал это торжество несколькими словами. Недаром автор Сухово-Кобылин назвал ее ласкательно Лидочкой и никак иначе.

Редкий спектакль поставил театр, такой появляется в нем раз в десять лет, тем большая его ценность.