Комедия «Смешные деньги» по пьесе Рэя Куни в Омском ТЮЗе. Режиссер-постановщик заслуженный артист РФ Ринат Фазлеев (Казань), балетмейстер заслуженный артист РФ Виктор Тзапташвилли, главный режиссер театра Евгений Рогулькин.
Кто-то считает, что всё начинается с любви, и с ними не следует спорить. У наших же героев всё начинается с денежных знаков, как бы их не называли: бабло, шуршалки, фити-мити, наличные, мани и т. д. Любовь у них откровенно и позорно капитулирует перед точно известной суммой в один миллион семьсот пятьдесят тысяч фунтов стерлингов.
Главный герой Генри Перкинс (артист Евгений Хабенский, однофамилиц известного Константина) трижды пересчитывает их, закрывшись в общественном туалете, и ручается за точность счета.
С первой же минуты действия валюта довлеет над психикой зрителя. Весь задник сцены покрыт увеличенными изображениями банкнот Bank of England с портретами Елизаветы II. И даже раньше купюры названного банка можно увидеть на программке тем, кто купил ее. Она сделана броско, красочно, с выдумкой.
Оформление программки можно считать серьезной удачей художника по костюмам Владимира Сафронова. Она полностью соответствует содержанию и форме спектакля. С помощью компьютерной графики художник придал важным персонам несколько иронический вид и даже по цвету программка гармонирует с пестрым пляжным костюмом Генри Перкинса; не побоюсь сказать, с красными шортами Джейн Перкинс (Ирина Коломиец) и несколько вычурным облачением Бетти Джонсон (Вероника Крымских).
На фото появление главного героя Генри Перкинса (артист Е. Хабенский).
Однако начнем всё по порядку.
Невзрачный конторский служащий Генри по рассеянности обменял в метро свой дипломат (кейс) с недоеденным бутербродом на точно такой же, в котором обнаружил 1750000 £. Дома его ждет жена Джейн, которая накрывает на стол, чтобы отметить его день рождения. Генри явился в невероятном возбуждении. Прижимая к себе дипломат, он едва выговаривает слова, чтобы объяснить ситуацию, и его можно понять — не так часто нам случается такое ослепительное счастье. Актер Евгений Хабенский оказался на высоте исполнителя своей роли и разыгрывался по ходу всё больше и больше, стопроцентно вовлекая зрителей в переживания своего героя.
Генри немедленно вызвал такси, заказал в аэропорту два билета «куда угодно», ему предложили Барселону, и он согласился. Добропорядочная жена Джейн предложила вернуть найденное собственнику денег Ловчиле, как того условно назвали, но он был неизвестен. Самого же Генри могли найти в любую минуту, т. к. в его дипломате, оставшемся в метро у Ловчилы, находилась записная книжка с его домашним адресом и местом работы. Деньги эти были, по общей догадке, преступного происхождения, и расправа могла грянуть в любой момент, жди рокового Мочилу. Оставался один выход — немедленно бежать за границу. Времени на сборы оставалось около пятнадцати минут. Джейн вынуждена была согласиться с убеждениями мужа.
Такова завязка, а дальше есть необходимость пересказать некоторые подробности сюжета, скучно не будет. Они усложнялись с минуты на минуту, и, казалось, конца им не видно. Звонок в дверь, пришел полицейский Дэвен (Димитрий Пономарев). Накал страстей на сцене и в зале нарастает, у зрителей вихрь мыслей и переживаний: как же так, откуда полицейский столь быстро узнал о случае в метро?
Но тут же пронесся вздох облегчения, служитель закона пришел совсем по другому поводу. Оказывается Генри заходил с деньгами в пивную, где вел себя суетно, а полицейский оказался там же, заподозрил его в гомосексуализме и выследил до самой квартиры. Не следует этому удивляться, т. к. во время написания пьесы англичанином Куни несчастные гомосексуалисты преследовались по закону и занимались любовью главным образом в туалетах. Это сегодня они стали князьями мира, по крайней мере, в Европе.
Полицейский еще много раз заходил в квартиру супруг Перкинс, догадался, что здесь дело нечисто, и начал банально вымогать деньги у Генри. Игра Димитрия Пономарева профессиональна, но его полицейский настолько похож на нынешних отечественных, что вызывает неприязнь. Заходил неоднократно и таксист Билл (Михаил Квезерели), который нервничал, потому что его многократно заставляли ждать. Он деловой и остроумный и оставляет хорошее впечатление — типичный интернациональный таксист.
Приходил второй полицейский — Слейтон (Максим Пешин), но, тоже по другому поводу, да еще какому! Надо ехать в морг для опознания тела мистера Генри Перкинса, который в это время находился в соседней комнате и собирался в Барселону. Оказалось, убит в преступной разборке Ловчила, рядом с которым лежал портфель Генри с недоеденным бутербродом. Почему инспектор и решил, что убит Генри Перкинс. Вероятность появления неизвестного и жуткого Мочилы стремительно увеличивается.
Но этого мало. «Какой-то псих» наехал на машину таксиста и вывел её из строя, и не на чем ехать в аэропорт. Психом оказался единственный гость Перкинсов Виктор Джонсон (Даниил Супрун) с супругой Бетти Джонсон (Вероника Крымских). Психом Виктор стал потому, что таксист припарковал свою машину с нарушением правил, в неположенном месте и тем спровоцировал наезд.
Итак, к концу первого действия все семь персонажей, наконец, появились на сцене, но сидеть им не приходилось.
Они менялись, как в калейдоскопе, бесконечно приходили и выходили, представлялись другими, чем они были на самом деле, ловчили, обманывали полицейских, притворялись, на ходу импровизировали и разыгрывали недоумение. Получила продолжение и тема гомосексуализма, когда первый полицейский застал Генри и Виктора под одним одеялом, которым они прикрывали дипломат с деньгами. Это дало новый повод полицейскому шантажировать мужчин, но для нас подобная тема не представляет интереса.
На фото актриса Ирина Коломиец.
Во втором действии добавились новые сюжетные линии. В частности, постепенно напилась до потери ориентации ранее непьющая Джейн, психика которой не смогла устоять перед лавиной обрушившихся на нее чрезвычайных событий. Она сама накрывала на праздничный стол, и недостатка в коньяке и виски, которых ей хватило двух-трех глотков, не было. Артистке Ирине Коломиец не трудно изобразить и трезвых, и пьющих. Она неизменно очаровательна. Постановщики не могут обойти вниманием ее утонченную прозрачную фигуру, и всякий раз эксплуатируют на радость зрителям ее внешние данные сами по себе, а она добавляет к этому, конечно, свои артистические и интеллектуальные способности, эмоциональность и неизменную харизму.
Опьяненная Джейн отказалась лететь в Барселону и всё пыталась уснуть, чем, казалось бы, рушила весь план Генри, но тот уже был в стремительном полете своих фантазий, и ничто не могло остановить его, как Остапа Бендера в романе Ильфа и Петрова при погоне за миллионом, хотя и советских рублей. Тоже много. Поскольку билеты были заказаны на двоих, Бетти предложила взять в полет вместо вышедшей из строя Джейн ее, и Генри не возражал. Виктор оставался в недоумении лишь минуту. Он согласился на предложение Генри приютить у себя Джейн, и оба они — Генри и Виктор — в принципе договорились обменяться женами, жены не возражали. Именно в этом месте любовь потерпела крах, о чем мы предупреждали в самом начале этого материала. Реально обмен не состоялся, т. к. угрозы Мочилы по телефону касались всех, замешенных в этом деле, и бежать приходилось всем.
Между тем пьянящая сама по себе Джейн протрезвела и дала согласие лететь в Барселону со своим мужем Генри, на что Бетти как уже хозяйка положения великодушно согласилась взять и ее — законную жену Генри. Решили лететь втроем, к которым добавился, естественно, и Виктор. Дальше больше, в группу эмигрантов попросились полицейский Дэвен в качестве охранника и таксист Билл в качестве водителя и садовника — всего шесть человек. Решение принято единогласно, но автор и постановщики не щадят зрителей. Генри открывает дипломат, который таскали туда-сюда, и что же — вместо денег обыкновенный кирпич — удар не для слабонервных.
Положение спасает таксист Билл, именно он тайно переложил деньги из дипломата, принесенного в такси инспектором Слейтоном, не знающего, про содержание его, в сумку супруг Джэйн и Генри. И вот, наконец, развязка: Билл открывает сумку, стоящую посреди сцены, все видят в сохранности фунты стерлингов, и начинается такое ликование не только на сцене, но и в зале, как будто и каждый зритель получил по миллиону и пора собираться в Барселону или в Рио-де-Жанейро, где, как известно от Остапа Бендера, все ходят в белых штанах.
В целом игра артистов типично комедийная — азартная, страстная, виртуозная. Режиссер, показавшись на сцене под занавес, уходил с чувством глубокого и заслуженного удовлетворения. Спектакль принят зрителями с воодушевлением, но теперь пришла пора сказать о них самих. Зрители в зале не худшая часть нашего населения, в некотором отношении, вероятно, даже лучшая: эстетически и нравственно подготовленная, образованная, думающая.
Очевидно, однако, что население наше выращено в атмосфере воинственного атеизма и безбожия советского периода; тотального разграбления перестроечной и постперестроечной России; лжи, насилия и беззакония последующего времени. Что получилось в итоге? Получился человек, которым пугают детей: не открывай никому двери, не разговаривай с неизвестными, не принимай ни от кого игрушки или конфеты, иначе тебя разделают и продадут по частям… Добролюбие, человеколюбие, сострадание и прочие духовные ценности вытравлены из душ большинства людей.
Никого не удивляет уже миллиардные дворцы чиновников в Крыму и во всём мире, яхты с золотыми унитазами, заначки в пятьсот миллионов рублей в квартире захудалого губернатора разоренной области. Привита любовь к золотому тельцу, как во времена пророка Моисея. Будешь богат — весь мир будет твой.
Спектакль нечаянно обнаружил склонность зрителей именно к этой сатанинской идеологии, как к своей и единственно возможной. Персонажи азартно разбрасывали на сцене банкноты из открытой сумки, а зал, не задумываясь, ликовал по поводу присвоения случайными людьми нечестно полученных денег. 80% населения России называют себя православными, но постятся в Великий пост лишь три процента, т. е. именно столько подлинно православных, для которых в приоритете должны быть не материальные, а духовные ценности. Налицо затаенный бунт против евангельской заповеди, сказанной Господом Иисусом Христом: «Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе».
Символом преклонения людей дьяволу со времен Моисея стал Золотой телец, сделанный соплеменниками во время его отсутствия. Пророк уничтожил тельца, но тяга людей к нему осталась. Тем же символом в нашем частном случае стала сумка с банкнотами в спектакле «Смешные деньги». Они вовсе не смешные. В антракте я поговорил с одной из молоденьких служащих из числа администрации театра, и невзначай разговор зашел о Христе. Она назвала себя верующей, но я не увидел на ее шее крестика, и она, несколько смутившись, сказала, что сняла его, потому что он не подходил к ее вечернему платью. Такое неглубокое отношение к вере православной, думается, характерно для большинство из названных 80%. Этот факт легко объяснить, но не следует осуждать. Так сложилось исторически по множеству причин, слава Богу, и за такие движения души, когда называем себя православными.
Ну, а спектакль кассовый, и можно поздравить директора театра Михаила Мальцева и главного режиссера Евгения Рогулькина. Ничего специально не уступая в духовном, они просто, как в зеркале искусства отразили современное нравственное состояние общества. Театр поправит несколько свои материальные дела за счет свободных денег граждан, а зрители, прочитав это, может быть задумаются над тем, чему радовались и бывают ли деньги смешными.