И тем не менее, надеемся городская администрация перестанет ставить палки в колеса малому бизнесу.

После всех псевдоконкурсов в интересах одной компании, которые мэрия вслед за моими публикациями отменила, к ней осталось много вопросов.

Первый: почему вопреки указаниям Правительства России она не хочет поддерживать малый бизнес?

Второй: почему мэрия принимает постановления, ущемляющие права малого бизнеса и нарушающие закон?

Я буквально 4 марта написал о несоответствии конкурса ДГХ на установку 26 торгово-остановочных комплексов закону «О конкуренции…», и уже 9 марта администрация конкурс отменяет. Возможно, просто побоялись получить отрицательный результат из-за больших долгов по аренде и невыполненных обязательств по предыдущим конкурсам вероятным победителем. Но, скорее всего, мэрия наконец-то проконсультировалась с юристами, и те пояснили, что конкурс легко будет обжалован в УФАС — слишком откровенно нарушались права малого бизнеса.

Во-первых, нарушается постановление № 208-п Правительства РФ, в котором четко прописано то, что владельцам НТО необходимо было продлевать договоры аренды. В нашем случае речь о договорах на право размещения НТО. Как ни пытались омские чиновники списать все на то, что «это рекомендация», она «не касается договоров на право размещения», Минпромторг ответил в письме «Партии Роста» несколько другое:

«Вместе с тем федеральным законодательством не исключается возможность размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предоставлением земельного участка, что предполагает заключение договора аренды земельного участка.

Частями 6-8 статьи 19 Закона № 98-ФЗ установлены порядок и особенности заключения без проведения торгов дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусматривающего увеличение срока действия такого договора аренды.

Статьей 6 ГК РФ предусмотрено применение гражданского законодательства по аналогии».

То есть Минпромторг открыто говорит о том, что к договорам на право размещения должны быть приняты те же меры, что и к НТО, стоящим по договорам на аренду. Почему в Омске на это не обращают внимания? Да потому что с большой долей вероятности мэрия лоббирует интересы одной частной компании, которая и устанавливает ТОКи на территории города. А почему мэрия многие НТО исключила из схемы своим постановлением? Это другая история, но не менее коррупционная.

Согласно заключению независимой антикоррупционной экспертизы эксперта Минюста РФ Антона Мелешко, постановление Администрации города Омска № 1812 от 23.04.2014 признано «обладающим коррупциогенными факторами». Заявление об этом отправлено в городскую прокуратуру и горсовет. Как бы на это ни отреагировал муниципальный орган, вопрос будет обжалован через суд. И он наверняка примет законное решение. Ну нельзя у нас нарушать статью 54 Конституции РФ, согласно которой «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».

Комментарий к этой статье выдал и Конституционный Суд РФ своим постановлением № 20-п от 20.07.2011, в котором указано, что «законодатель… не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях».

Еще интересно, что по постановлению правительства РФ № 208-п, все муниципалитеты страны, в том числе администрация города Омска, должны до конца марта подготовить нормативные акты, расширяющие возможности розничного сбыта товаров, улучшающие условия для действующих и потенциальных владельцев НТО, ярмарок и рынков. В стране совместно с предпринимательским сообществом муниципалитеты широко обсуждают данные нормативные акты, но в Омске в этом плане тишина. Никто не советуется с предпринимателями, как будто с чиновничьей высоты видно, как сделать лучше бизнесу и гражданам. С таким подходом, скорее всего, принятый нормативный акт будет сухим, ни к чему не обязывающим, и никак не улучшающим для бизнеса условия работы. А это опять выльется в скандал, в протесты предпринимателей, что, по логике, крайне невыгодно властям в предвыборный год.

Что касается конкурса по ТОКам, по мнениям многих юристов, мэрия не права. Не надо корректировать все правила под одну организацию и тем более нельзя лишать права на аренду земли действующих НТО. В итоге пострадает только городской бюджет, недополучающий денег. А вот индивидуально чиновники не пострадают. Ну нет у нас, к сожалению, их индивидуальной ответственности.

Но надеемся, они одумаются и перестанут ставить палки в колеса небольшим предпринимателям, как они делают сейчас.

Евгений Долганев