Мюзикл Омского музыкального театра «Искусство жениться» по пьесе О. Уайльда «Как важно быть серьезным». Композитор Владимир Баскин, режиссер-постановщик, он же главный режиссер театра Александр Лебедев, дирижер-постановщик Юрий Соснин, художник-постановщик Александр Лютов, балетмейстер-постановщик Василий Лукьяненко.

Прежде чем начать ставить спектакль режиссер, конечно, думает, ради чего он это затевает: ставит ли он его на свою любовницу (любовника), чтобы получить известные дивиденды, хочет ли показать свои собственные способности, в существовании которых, впрочем, часто ошибается, или просто мечтает получить хороший гонорар, а заодно посмешить непритязательную публику.

Но вот вопрос: учили ли где-либо режиссера великому предназначению искусства, представляет ли он многочисленные свойства искусства и обещает ли использовать их? Такова, например, коммуникативная особенность. Попросту говоря, театр может приобщать зрителя к духовной жизни другого человека, способного постигнуть мир с особенной тонкостью, чуткостью и поэтической проникновенностью. Искусство позволяет каждому приобрести, к примеру, то, что добыл гений Шекспира или Бетховена (просвещение), и стать с их помощью умнее, зорче и духовно богаче (воспитание).

К каким же духовным ценностям приобщит зрителей режиссер спектакля Александр Лебедев? С такими беспокойными мыслями устремимся в Музыкальный театр на спектакль с манящим названием «Искусство жениться». Похвально, пусть научит.

Разучился сегодня народ жениться и предпочитает «гражданский» брак, который браком не является, и вряд ли чем отличается от «брака» в мире животных, где нет ни документов, ни вальса Мендельсона. Не обижая животных, отметим, что у них есть даже преимущества перед человеком: геев и браков между ними не водится, аборты делать не научились, потомства имеют столько, сколько требуется по природе, и его не бросают на произвол судьбы и прочее. Не говоря уже о том, что животные не сидят на игле, не пьянствуют, не курят и не матерятся, а только поют, стрекочут, квакают, кукуют, мурлычут, и всё это радует и ублажает слух человека.

Итак, мы в театре. Два закадычных друга — Уординг (артист Никита Мухин) и Алджернон (Михаил Дергилев) избрали себе подходящих молодых особ и начали их обхаживать. Друзья ничем не обремененные, у них нет других занятий, кроме амурных. Поскольку это комедия, начинаются обычные для такого жанра приемы: девушки Гвендолин (Кристина Демина) и Сесили (Маргарита Мартынова) путают женихов, подозревают их в притворстве и в предательстве. Женихи выдают себя за кого-то другого, ревнуют и выясняют отношения друг с другом. Усложняют ситуацию старшие персонажи, а именно тетя одного из женихов леди Брэкнелл (лауреат многих вокальных конкурсов Наталья Емельянова), которая сначала против жениха Уординга для своей дочери Гвендолины, а затем, узнав о его приличном финансовом состоянии, снимает свои возражения.

Пьеса отличается от других комедий лишь остроумными диалогами и многочисленными колкими репликами.

На фото слева направо артисты: Михаил Дергилев, Руслан Ситников и Никита Мухин.

Нет ни малейшей необходимости пересказывать подробности перипетий происходящего, тем более что к финалу всё благополучно разрешается.

Оказалось даже, что Уординг и Алджернон вовсе не друзья, а родные братья. Уординг в младенчестве потерялся на вокзале. Он находился тогда в саквояже, а саквояж по ошибке подменили в камере хранения. В этот славный финальный день отыскали даже новенький саквояж, в котором лет 25 назад потерялся жених. Его вынесли на сцену, как неоспоримое доказательство родства братьев. Безмерна была радость персонажей, счастливы были и зрители. Странный и страшный поворот сюжета завершился благополучно, а ведь младенец мог задохнуться в саквояже или молча умереть от голода. Выскажу предположение, что автор придумал такой поворот событий под наркотическим воздействием или алкогольным опьянением — с кем не бывает.

Такова пьеса, таковы ее герои. Автор веселой пьесы (либретто Е. Муравьева) с ее простенькими диалогами является Оскар Уайльд (1854-1900). Своеобразна не только пьеса, но оригинально само мировоззрение и образ жизни автора. Он человек с нетрадиционной ориентацией. Голубизна его, впрочем, ни в пьесе, ни на сцене заметно не проявляется. Обращает на себя внимание сначала только то, что в первом действии непривычно преобладают и любезничают почти одни мужчины. Диалог и пляски Уординга и Алджернона занимают всё первое действие. На сцене огромный бильярдный стол, друзья легко неоднократно вскакивают на него, танцуют для разнообразия на нем, затем снова на полу сцены. Они кувыркаются на столе, валятся на него пьяными от шампанского. В руках у них кий, которым они ловко манипулируют, перебрасывая друг другу.

В пьесе не упоминается бильярд, но это право режиссера, без него было бы утомительно наблюдать двух танцующих мужчин, хотя к ним иногда присоединялся и третий — лакей Лейн (Руслан Ситников).

Танцы, как известно, с древнейших времен выражают красоту человека через женщину и мужчину одновременно, почему такой большой успех имеют танцы на льду Ильи Авербуха. Там женщины неизменно изящны, пластичны, нежны, а мужчины крупнее ростом, мужественны, сильны, а в целом — един человек. Невозможно представить, чтобы пара у него состояла из двух мужчин, это противоестественно. Не возбраняется где-то станцевать и двум мужчинам, но не всё же действие подряд.

На сцене музыкального театра — пожалуйста. Сегодня сатана сделал гомосексуализм нормой и даже достоинством, в наглую насаждая его, а вот Уайльд поторопился обогнать свое время и был осужден за педерастию на два года тюрьмы и каторжных работ, где он подорвал свое здоровье, а пьесы его перестали смотреть. Но время изменилось, и, как видим, Уайльд пришелся ко двору постановщикам в музыкальном театре. Замечу, что адресовать какие-либо претензии в этом отношении артистам вряд ли возможно, как к людям подневольным. Они с удовольствием сыграют и обезьяну, как это замечательно сделал в одном из фильмов итальянский актер Адриано Челентано, и черепаху, как Рина Зеленая, очаровательно исполнившая романс трехсотлетней Тортилы из телефильма «Приключения Буратино».

Всё первое действие я по привычке ждал, когда же появится весь женский состав, но из всех четырех представительниц прекрасного пола две появились только во втором действии. Причем, одна из них — Сесили (Маргарита Мартынова) значится в числе главных персонажей, т. к. является избранницей Алджернона и неоднократно упоминается в первом действии. Вместе с ней появляется и ее гувернантка мисс Призм (Ольга Григорьевская). Мне видится в такой расстановке Уайльдом женских персонажей их дискриминация, нелюбовь к ним. В этом я убедился окончательно, перевернув последнюю страницу программки. Там черным по белому напечатано кредо Уайльда:

«Очень опасно встретить женщину, которая полностью тебя понимает. Это обычно кончается женитьбой. И тем и другим брак приносит разочарование… брак вреден … это трагедия».

Вот те раз, Музыкальный театр обещал зрителям научить «искусству жениться», а на самом деле программка выдает невзначай противоположную цель, что очень похоже на обман.

На фото слева направо: священник, Сесиль и Алджернон.

Особенно не повезло Маргарите Мартыновой. Она в каких-то коротких болтающихся светлых штанишках и насыщенного зеленого цвета кофте. Но самое нелепое то, что на голове у этой миссис несуразная кепка с огромным козырьком, закрывающем ее лицо до половины. Она не сняла её даже при выходе на поклоны. Актриса легка, подвижна, стремительна, но наряд ее портит впечатление. Приходит мысль, что ее приодел кто-то так сознательно, чтобы испортить ей игру в глазах зрителей, противопоставив нарядно одетым партнершам Гвендолин и гувернантки мисс Призм.

В пресс-релизе художник-постановщик Александр Лютов сообщает, что особого внимания следует обратить на костюмы, что в его костюме Наталья Емельянова похожа на английскую королеву, а дворецкие — на премьер-министров. Спору нет, с мужчинами просто, на них строгие мужские костюмы, и этого достаточно. Королевой смотрится и Наталья Емельянова, а вот Маргарите Мартыновой не повезло, на нее надели что попало.

Не поработал художник и со священником, каноник Чезюбл (Джени Окропиридзе) больше похож на любителя рыбака. Когда при открытии занавеса все девять персонажей выстроились в одну линию, я мучительно пытался узнать своего коллегу во Христе, но бесполезно. Лишь значительно позднее, когда в руках у него появилась книжка с изображением креста, я сообразил, что это Евангелие и, следовательно, владелец его — каноник. Согласно предписаниям, священник должен носить сутану и в повседневной жизни. Кто-то этого не делает, чтобы не привлекать к себе внимание, но на сцене-то, наоборот, следует выделить, что он священник. Не могу не сравнить этого невзрачного персонажа с великолепным исполнением роли священника солистом Музыкального же театра Андреем Матвиенко в балете «Эсмеральда». Его образ там таинственен и величествен, отличается глубиной и законченностью.

Кстати, исполнителя роли священника Джени Окропиридзе даже не научили накладывать на себя крестное знамение, персонаж просто тыкает себя в лоб двумя пальцами. Игра его мне показалась унылой, чем выделялась на фоне остальных энергичных и жизнерадостных персонажей, может быть, потому, что Папа Римский в это время как раз благословил геям гомосексуальные браки. Была у него возможность сделать образ колоритным и неповторимым, но она не использована, обидно за каноника.

Блистательно смотрелась тем временем актриса Кристина Демина. Я видел ее в других спектаклях, но такого впечатления она на меня раньше не производила. Она стала заметно раскованней, на лице ее и в глазах появились как бы скрытые мысли и чувства, а про фигуру, обтянутую красным платьем и говорить нечего — она лоза библейская. Впрочем, во втором действии она в широкой цветной юбке и смотрится и танцует еще лучше, красочней. Она танцует как бы небрежно, не желая произвести особого впечатления, оставаясь иногда за второй линией сцены. Кристина Демина, на мой взгляд, самая подходящая актриса для жанра мюзикла по всем ее данным, это ее стихия.

Давно запомнилась мне и актриса Ольга Григорьевская, с тех пор, как в спектакле «Дубровский» она руководила жуткой шайкой разбойников. На этот раз она неожиданно элегантна, мудра, как и подобает быть гувернантке из богатой семьи. В диалоге с каноником она сама любезность. Он лукавит, когда говорит ей, что христианство первых веков высказывалось против брака. На самом деле апостолы допускали безбрачие, но учили о браке как абсолютной ценности. Христианство всегда отстаивало ценность и значимость брака, и мисс Призм парирует ему: «Поэтому церковь первых веков и не дожила до нашего времени».

Оркестр во главе с дирижером Юрием Сосниным старательно исполняет музыку композитора Владимира Баскина. Программка называет его «одним из самых успешных российских композиторов». Плакала Александра Пахмутова, а вместе с ней Дмитрий Кабалевский, Эдуард Колмановский, Игорь Корнелюк, Игорь Крутой, Евгений Крылатов, Михаил Таравердиев, рыдают Исаак Дунаевский, Александр Журбин, вдали обливаются слезами Михаил Матусовский и Матвей Блантер с сонмом других известных и любимых композиторов. Однако в списках сотен имен компьютер не назвал нигде имени Владимира Баскина. Конечно, он существует, он где-нибудь есть, но пока в списках «самых успешных» я не нашел его.

Мне показалось, что музыка вообще не вяжется с содержанием пьесы, т. к. особенностью пьесы являются многочисленные диалоги и оригинальные реплики, а оркестр временами не дает возможности расслышать их из-за бравурной и, как мне показалось, достаточно примитивной музыки. Во всяком случае, после спектакля в памяти не остается никакой мелодии. Когда же я набрал в интернете имя самого Владимира Баскина, и узнал, что его лучшим другом и партнером является комик, пародист и клоун Юрий Гальцев, с которым они вместе выступают по 10-12 раз в месяц, то у меня и вовсе пропал интерес к композитору. Юрий Гальцев, оказывается, является художественным руководителем Театра эстрады имени Аркадия Райкина, а Владимир Баскин музыкальный руководитель этого же театра.

Всё бы ничего, но театр Константина Райкина безнадежно деградирует. Достаточно почитать отзывы на спектакли этого театра различных зрителей: «Вышли из спектакля с каким-то мерзким привкусом». «Впечатление осталось самое негативное. Процветает туалетный юмор ниже пояса, непонятные кривляния, абсолютно бездарная игра». «Федорцов на каблучках и в сарафане — очень жалкое зрение. Всё, что творится на сцене — какой-то дикий ор и нелепые телодвижения, вообще не сопоставимые ни с каким театральным жанром». Есть в репертуаре Константина Райкина и спектакль «Искусство жениться» с участием Юрия Гальцева, о нем зритель пишет более сдержанно: «Спектакль просто убил, первое действие настолько затянуто и скучно, что все спали, с антракта многие ушли, мы досидели».

Постановщики гордятся тем, что они вместе с Уайльдом шаловливо высмеивают буржуазные нравы английского общества XIX века, а кому это надо?!

Чужеродный спектакль абсолютно оторван от российской действительности. Россия безнадежно вымирает от болезней, дороговизны лекарств, недостатка медицинской помощи, безработицы, но театр этим не интересуется. Наши девушки не Гвендолины и Сесили, а Тани и Оли, Наташи и Полины. Наши герои не из саквояжа, искать их следует в неведомых ранее местах, например, зимой 2021 г. в концлагере с диабетическим названием Сахарово, где обосновалось «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Так у А. Радищева, а на современном языке адаптировано: чудовище тучное, гнусное, огромное, со ста пастями и лающее. Четверым милым девушкам из тысяч, схваченных на прогулке, удалось выйти в эфир и возопить: «SOS». Они сообщили о своем местонахождении на волю и с улыбкой через боль и страдания слали нам, родителям, бабушкам и дедушкам, воздушные поцелуи. Они-то и есть самые завидные невесты.

Сегодня не до смеха. Смех в политической и социальной жизни стал зловещим. Смешно искать какие-то духовные ценности и в спектакле Александра Лебедева «Искусство жениться», с голубой подкладкой. В лучшем случае он развлекательный, да и то для недалеких, заторможенных зрителей. Сплошной тарарам, т. е. шумное беспорядочное веселье, переполох, суматоха и неразбериха, когда нет и необходимости следить за сюжетом.

Подчеркну еще раз, что высказанный здесь негатив относится только к постановщикам, но не к артистам, которые в большинстве своем вкладывают всю душу и умение в работу и которых всегда приятно видеть и узнавать на сцене.