А казарму автора «Записок из мертвого дома» предложено разместить в «разрезе» за театром Драмы. С таким заявлением выступили омские краеведы.  

В представлении Общества охраны памятников на месте откопанных фундаментов острога нужно воссоздать деревянные срубы, а отдельные экспозиции напрашиваются в зданиях Омской крепости и военного госпиталя. Эти предложения были озвучены на круглом столе, посвященном 200-летнему юбилею писателя Федора Достоевского.

Одно из зданий, которое напоминает о классике мировой литературы, расположено по улице Победы, 5. Ранее оно было известно как дом генерал-инженера Шпрингера.

По словам руководителя омского ВООПИиК Никиты Шалмина, здание можно воссоздать в прежнем виде и продолжить экспозицию музея Достоевского. Однако в здании расположены прогимназия и продленка. Сейчас идут поиски путей их размещения в других местах.

Другой исторический объект — это реальные фундаменты острога, в котором пребывал в заключении Достоевский. Они находятся за драмтеатром, это остатки казармы и кухни.

Шалмин рассказал, что у его команды есть эффектная идея.

«Воссоздать здания острога и одно из них сделать в разрезе, так как его уже перерезала дорога. На разрезе можно поставить витринное стекло и через него наблюдать экспозицию», — уточнил он.

По его словам, есть также иной эскизный проект — омского архитектурного ателье «РИМ», которое предлагает накрыть фундаменты стеклянными навесами. Краеведам они напомнили теплицу, и они против такого решения, которое уже может попасть в проект благоустройства общественных пространств.

Однако руководитель ателье «РИМ» Олег Фрейдин считает, что опасения напрасны. Питерская компания «ИдеалСтрой», которая занималась благоустройством Любинского проспекта и должна была продолжить эти работы, известила архитекторов, что работы по проекту пока приостановлены.

А конкретно для преображения этой площадки с раскопом заказчика пока нет.

«Мы же пока просто дали свое прочтение этому месту. Это традиционный классический подход к археологическим памятникам. Это легкие навесы от осадков, а не полностью закрытые стеклянные павильоны. Мы против того, чтобы на месте исторических фундаментов возникал новодел в виде сруба. Любой может дать свои предложения — это эскиз, реализация которого пока не планируется. Но, вообще, новоделы не приветствуются профессиональным сообществом», — отметил Фрейдин.

Третий объект, который обсудили на круглом столе, — это амуничник, или летние арестантские казармы военного госпиталя на улице Гусарова. Сегодня он находится в собственности Минобороны, но не используется. Здание пребывает в аварийном состоянии.  

С точки зрения Шалмина, забор госпиталя можно было бы отодвинуть вглубь территории, а старинную деревянную казарму — выгородить и отремонтировать, сделать бульвар вдоль улицы Гусарова.

«Мы бы хотели, чтобы часть здания использовали под экспозицию, убрали бы страшный бетонный забор в самом центре города. Хотелось бы получить доступ к зданию, сделать его обмеры силами студентов строительного колледжа, а затем можно будет оценить его состояние и прикинуть примерные затраты на реконструкцию», — заявил  Шалмин.

Напомним, что ряд зданий на территории госпиталя в региональном министерстве культуры уже признали вновь выявленными объектами культурного наследия. Амуничник в их число не попал. Однако можно предпринять попытку придания территории статуса достопримечательного места.

Также в ходе проведения круглого стола было отмечено, что необходима музеефикация всех объектов, связанных с Достоевским, и создание единого маршрута. Те фундаменты острога, которые откопали краеведы, — это совершенно новые вещи, которые пока никому особо не известны, и их можно показать всему мировому сообществу.

А Омск может осознать себя как место зарождения Достоевского как писателя.

«На этот год стоит задача завершить работы на остроге, чтобы фундамент был музейным объектом, и его можно было бы показать. Поэтому ждем всех в роли землекопов, нужны люди с лопатами в руках. Остатки зданий нужно докопать, законсервировать и музеефицировать», — сообщил зампредседателя омского ВООПИиК Игорь Коновалов.

Он озвучил еще одно предложение — сделать экспозицию в инженерной мастерской Омской крепости. Сейчас в этом здании после реконструкции — стены из гипсокартона, подвесной потолок, керамогранитный пол и пластиковые окна, и сложно поверить, что именно здесь сначала заковали Достоевского в кандалы по прибытии на омскую каторгу, а затем и расковали.

«Можно по чертежам XIX века восстановить токарный станок — как тот, что крутил в Омске Достоевский. Нужны кузнецы, чтобы они могли наглядно показать работу кузницы. Туристов можно заковывать в кандалы. Это реально то, что мы могли бы успеть сделать к юбилею», — подчеркнул Коновалов.