Омский политолог деятель продолжает цикл материалов «Как развивать нашу Омскую область?»

— Россия нуждается в разработке инновационных подходов к самой организации здравоохранения, а также приоритетным развитием отечественной фарминдустрии.

У нас в стране сегодня огромное количество национальных программ в этой сфере. Например, госпрограмма «Здоровая нация — здоровая Россия», президентский национальный проект «Здоровье нации». Много говорится об импортозамещение в сфере обеспечения россиян лекарственными препаратами, строятся крупные онкологические и кардиологические центры.

Вакцину против коронавируса наши медики первыми в мире создали! Это факт. Насколько я помню, в федеральной программе «Здоровье нации» и других подобных программах упор делается на финансировании тех или иных направлений медицинского обслуживания населения, на пропаганде ЗОЖ и т. п., но в них нет инноваций, связанных с организацией принципиально новой модели здравоохранения, которая бы отличалась как от советской сверх затратной и инерционной модели медицинского обслуживания граждан, так и от нынешней её «барыжной» модели.

Есть и плюсы, в условиях пандемии коронавируса хорошо показала себя военная медицина; в этом смысле целесообразно трансформировать национальную систему здравоохранения в двухсекторную, то есть все социально-значимые заболевания следует выделить в особый сегмент, имеющий безусловный приоритет с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Ну и, разумеется, в этом секторе медицинское обслуживание должно быть поставлено на военные рельсы и под гарантированный госзаказ. В России основной национальной бедой становится сокращение населения. Цифры смертности от онкологии, иммунодефицита, сахарного диабета, гепатита и многих других заболеваний не просто зашкаливают, но год от года растут.

Возвращаясь к проблеме реформы системы здравоохранения, назову главные принципы (не все) этой реформы.

Первое: выделение социально-значимых заболеваний в особый сектор под защиту государства с разработкой технологий их лечения в контексте обеспечения национальной безопасности страны.

Второе: приоритетное развитие отечественной фармацевтической промышленности; защита российского рынка лекарственных средств посредством умных преференций отечественному производителю.

Третье: господдержка Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС; формирование единого евразийского рынка лекарственных средств, а также единой евразийской нормативной базы защиты здоровья граждан. Четвертое: приоритетное финансирование клинических исследований; форсированная разработка отечественных дженериков.

Вот пример — Агентство инновационного развития Калужской области. За это время в регионе создано семь кластеров, среди которых один из флагманов российской фармотрасли — Калужский фармацевтический кластер КФК. В 2013 году они вышли на первый конкурс Минэкономразвития по пилотным инновационным российским кластерам с региональной программой «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина» и получили статус пилотного инновационного территориального кластера РФ. Кластерные предприятия выпускают 162 готовых лекарственных препаратов, ряд проектов по новым лекарствам находятся в разработке. Кластер стал первым в России обладателем европейского серебряного сертификата Cluster Excellence и подтвердил соответствие результатов своей деятельности ведущим мировым практикам по группе «Health and medical science». Сегодня кластер хорошо известен не только в России, но и за рубежом. И еще один немаловажный момент: на территории КФК занято более 9 тысяч человек, и среднемесячная зарплата на фармацевтических производствах выше, чем на многих других предприятиях региона и страны.

Наиболее яркий пример по специализации производства — завод Novo Nordisk. В производство инсулинов по полному циклу было инвестировано более 8 млрд рублей, создано 300 рабочих мест.

Возникает резонный вопрос — почему Омская область не сделала ничего для создания фармпроизводства на своей территории? Что мешает? Кто не дает? Вопросов больше чем ответов. А ведь Омская область с точки зрения этого рынка обладает серьезным географическим ресурсом. Она расположена в азиатской части России, но относительно недалеко от Москвы, находящийся фактически в центре самой длиной железнодорожной магистрали в мире, граничащий с Казахстаном и связывающий Центральную Азию (через Иртыш и Обь) с Северным морским путем, по сути это мощный международный мультимодальный транспортный узел. Омск объективно занимает стратегическое транспортно-логистическое и военное положение с точки зрения пересечения в этой точке важнейших векторов евразийской экономической и социокультурной интеграции.

Одним из направлений развития Омской области может стать фарминдустрия. Для этого необходимо прежде всего принять решение для себя — «да, мы — омичи — решили организовать на территории Омской области предприятия фарминдустрии» — это прежде всего касается региональной Власти, ведь это ей необходимо будет «утрясать» организационные, разрешительные, политические вопросы и вопросы включения в национальные проекты и госпрограммы и много чего ещё. Ориентируемся на Россию и Центральную Азию в плане реализации фармпродукции. С помощью аналитических исследований определяемся с направлением — какие лекарства наиболее «правильно» производить в Омской области.

Можно пойти и другим путём — существуют зарубежные фармацевтические компании, которые заинтересованы в продвижении своей продукции в России и Центральной Азии, в том числе, через открытие фармацевтических предприятий. Мы получим список потенциальных интересантов (фармацевтические компании, инвесторы), для которых необходимо будет разработать предложения, «от которых они не смогут отказаться», по созданию на территории Омской области фармацевтических предприятий.

Основным в этой теме является вопрос «А кто возьмёт на себя организацию созидательных процессов в фармацевтической теме?». Если потребуется помощь, готов принять активное участие в реализации данного предложения. Деньги здесь больше вспомогательную роль играют.