Не люблю по нескольку раз возвращаться к одной теме, но если положение становится все хуже, то приходится. Я снова о ремонте фасадов.
В этом году Путина не ждем, работы ведутся по судебным решениям. Выбор подрядчиков еще менее прозрачен. Ну да ладно, если бы они, хоть умели работать.
Судебные решения по ремонту фасадов в значительной мере касаются домов 30-50- х годов XX века. В свое время их строили заведомо в расчете на регулярный и косметический ремонт. Но тогда он не вызывал трудностей. Ремонт делался системно, планово. В большом количестве были мастера, которые работали легко, быстро и относительно дешево. А точнее сказать, они хорошо зарабатывали за счет посредственного качества.
Но фасады они не портили, декор не уничтожали. И если было нужно, то могли сделать и хорошо.
Но потом эту систему уничтожили, мастеров разогнали, фасады долгие годы не ремонтировалась вообще. И теперь вернулись к их ремонту уже на других принципах. Вся отделка уничтожается, не зависимо от ее состояния, а потом делается заново, но уже не как было, а как получится, потому что школа утрачена, мастеров нет, технологии изменились. Но эта техническая сторона проблемы.
Вот если бы было осознание необходимости сохранения архитектуры, то искали бы пути технического решения задачи: учили мастеров, готовили проектную документацию, вели надзор за работами, не доверяли кому попало и т. д. Но такого осознания нет. У меня такое впечатление, что архитектура уничтожается умышленно. Кто-то делает это не осознанно, по недомыслию, а кто-то сознательно. У этого процесса есть очень тревожная мировоззренческая основа: КТО-ТО решил, что нам не позволено самовыражение, особенно по средствам архитектуры, поскольку она наиболее зримо отражает жизнь общества. Тем более, если это архитектура в имперском стиле (советский ампир). И пусть простят мне это сравнение, казармы должны быть все одинаково безликими, чтобы мы не возомнили себя гражданами и не дай Бог стали проявлять гражданские чувства, осознали себя наследниками Великого прошлого.
Но с другой стороны казармы должны быть свежепобеленными. Это дисциплинирует, показывает, что начальники о нас заботятся.
Примечательно, что в этом году работы выполняют исключительно гастарба́йтеры из средней Азии. Хотя и среди них встречаются мастера, но нынче привлекли самых худших, видимо потому, что задача по сохранению архитектуры даже не ставилась. Самое обидное, что последние омские мастера, которые могут делать безупречно, сидят сейчас без работы.
И ведь никакой коронавирус гастарба́йтером не страшен, работают как ни в чем не бывало.
В прошлом году я писал письма в городскую администрацию, указывал на конкретные испорченные дома, и даже предлагал свою помощь, на общественных началах. Но мне приходили отписки, что у них все под контролем и в моих советах не нуждаются.
В этом году уже писать не хочу, не вижу смысла. Хочу только, чтобы НЕ равнодушные понимали смысл происходящего.