Омский политолог и общественный деятель продолжает свой цикл материалов «Как развивать нашу Омскую область?»

Прежде, мы для себя решаем: «Каким мы хотим видеть нашу Омскую область» — с довольными жизнью жителями, с развитой промышленностью и сельским хозяйством, с развитой культурой и искусством, с образовательными учреждениями мирового уровня, с красивой природой и архитектурой, с чистым воздухом и водными ресурсами и так далее и так далее. Решили — определились — и далее надо найти обязательно ответы на три обязательных вопроса — это нужно для того, чтобы понять: «Как мы сделаем то, что решили» — в каком направлении надо осуществлять свою деятельность.

Вопрос 1-й: «Что такое Омская область?» — что она из себя представляет, из чего она состоит — просто, без эмоциональных прилагательных — площадь, население, лесные угодья, промышленность, река и речки, посёлки, деревни, города, культура, история, дороги, институты и академии, силовые структуры и так далее и так далее.

Вопрос 2-й: «Какими свойствами (характеристиками) обладает Омская область?» — например, — обладает серьёзным логистическим потенциалом международного уровня, — способна производить высокого уровня машиностроительные изделия, — обладает потенциалом для производства сельскохозяйственной продукции в значительных объёмах, — является интересным потребительским рынком, — образование и наука имеют значительные возможности для развития и востребованности, — интересна с точки зрения истории и культуры, — и так далее и так далее.

Вопрос 3-й: «Кому (каким Социальным Системам более высокого порядка) Омская область нужна или может быть интересна?» Из того, что есть на текущий момент, Омская область интересна: — системе занимающейся углеводородами, нефтехимией (составные части этой системы: «Газпром», «СИБУР», «Титан» и другие — вплоть до производителей одноразовой посуды), — политической системе, состоящей из перечня разного рода партий, электората, общественных организаций и движений, — системе «Сельское хозяйство», состоящей из фермеров, переработчиков, сбытовых сетей, производителей сельскохозяйственной техники и других, — и так далее и так далее.

Есть социальные системы, которые могут заинтересоваться Омской областью, если она или будет обладать какими-то особыми свойствами (характеристиками), или усилит какие-то из существующих. Например, — транспортно-логистическая система международного уровня, — система подготовки специалистов высокого класса — от рабочих, специалистов, инженеров, управленцев до профессионалов в гуманитарных отраслях, — системы, рассматривающие Россию как обширный потребительский рынок, — и так далее и так далее. Есть системы, которые в реальности не существуют, но их можно и нужно сконструировать.

А так как мы (Омская область) будем инициаторами, то будет правильным в системе всё организовать таким образом, чтобы Омская область была ключевым компонентом системы (ну, без Омской области никак). И, в связи с тем, что в России активных и инициативных людей непростительно мало, то любая инициатива обречена на успех. Все эти консалтинговые компании с громкими названиями и кучей сертификатов, предоставляющие услуги по разработке Концепций и Стратегий для субъектов РФ и берущие за свои труды немалые денежные средства, на самом деле, дают ответы только на два первых вопроса и где-то очень частично на маленький кусочек третьего вопроса — поэтому, с точки зрения эффективности, их работы ничтожны и не несут никакой практической нагрузки, разве только пропагандистскую нагрузку, да и то это давно даже уже не смешно.

В Омской области есть люди, я их знаю, которые способные найти ответы на все три вопроса. Мировая экономика вступила в фазу глубоких структурных и технологических трансформаций, в том числе за счет распространения цифровых, интеллектуальных и энергоэффективных решений во многих сферах. Этот процесс создает новые возможности, но ставит перед Омской областью вопросы о пересмотре привычных стратегий развития и моделей роста. Также он ставит новые условия развития для людей и бизнеса, создавая для первых возможности более активной реализации и ставя перед вторым задачи по повышению клиентоориентированности, разработке новых бизнес-моделей и глубокому технологическому обновлению.

Предстоит пройти через внутреннюю перебалансировку и найти новую точку равновесия как для совершенствования социальной сферы, так и для сотрудничества государственного и частного секторов в развитии экономики. Равновесие в такой ситуации держать сложно, подчас невозможно. В условиях высокой неопределённости целесообразно выбирать тактику для постепенных решений, позволяющих соблюдать баланс интересов всех участвующих сторон, не допуская роста рисков при реализации намеченной программы. Местной власти необходимо понять, что инвестиционный климат будет меняться, даже если не предпринимать никаких усилий, просто потому, что меняется сам мир! Другой вопрос, хотим ли мы бездействовать и плыть по течению или создавать лучшие условия для себя и своей страны. На этот вопрос власть пока не в состоянии дать ответ!