Я, убеждённый монархист, по возвращении из Томска в тот же день попал на «Императорский бал».

Почти как в той поговорке — «с корабля на бал». В моё отсутствие соратники сами решали множество организационных вопросов. Бал — мероприятие хлопотное и затратное. Это не дискотека. Спасибо Обществу исторического просвещения «Двуглавый орёл», которое помогло в организации бала.

Он проходил 12 января, под старый Новый год в Историческом парке, в Континенте. Это был уже второй такой бал. Когда мы задумывали первый бал, хотели провести его в каком-нибудь историческом месте, например, в бальном зале Военного собрания, где исторически проходили балы. Не помню, почему не договорились, но уже второй бал проходит в Историческом парке. Для нас место проведения вторично, главное — атмосфера бала. Тем более, что помещение в Историческом парке удобно.

Участники бала торжественно под музыку прошли в зал. Церемония началась с выноса Имперских флагов — бело-желто-черных с двуглавыми орлами. Священство благословило мероприятие.

Потом все участники, которых было около 500 человек, дружно грянули «Боже Царя храни…». Правда, исполнение сопровождалось фонограммой и субтитрами на экране, которые шли поверх исторической хроники, потому что стихи Молитвы русского народа, как официально называли гимн при царе, не все знают наизусть. Затем один из православных монархистов прочёл «Божественную оду» своего сочинения.

Затем зашёл разговор, как это ни покажется странным, о заслугах Государя в Победе в Великой Отечественной войне. Мероприятие носило подчеркнуто патриотический характер и было приурочено к предстоящей 75-летней годовщине Победы. Этот обстоятельный разговор чередовали с выступлениями танцевальных коллективов. Кратко перечислю некоторые исторические факты. Например, по инициативе царя была построена Мурманская железная дорога, которая обеспечила снабжение армии в годы ВОВ, по инициативе царя был построен флот, который оставался в строю в годы ВОВ, были построены укрепленные батареи в Севастополе, которые обеспечили его оборону. И, наконец, был построен Транссиб, который обеспечил доставку войск и тыловое обеспечение. Так что победа в ВОВ базировалась на потенциале, заложенном царём.

Но историческая хроника не превратила бал в лекцию, она наполнила его смыслом, при котором бал стал не просто развлекательным мероприятием, а данью памяти нашим предкам, во многом незаслуженно забытым и оболганным.

В бале участвовали много народных самодеятельных коллективов, включая детские. Но это не умаляет их профессионализма, который определяется не государственным довольствием, а отношением к своему творчеству.

Одним из выступлений отдельно почтили память Государя и его семьи. Танцевальные выступления чередовались с вокальными. Исполнялись патриотические песни. Припев одной из них содержал слова: «Честь имею». Этот припев пели все хором стоя.

После выступлений профессиональных коллективов стали танцевать все приглашённые. При этом коллективы не разошлись, «отработав свой номер», они продолжали участвовать в бале, придав ему изысканность. Вообще, за участие никому не платили, все участвовали по убеждению и по зову сердца. Это было собрание единомышленников, которые возрождают живую историческую традицию. И не только в её внешнем проявлении, но и её смысле. Бал это, если хотите, демонстрация благородства. Причём, как писал Маяковский: «вы не поймаете меня на слове», я вовсе не говорю о сословиях. Хотя для монархистов сословное строение общества естественно, но благородство может быть присуще любому сословию. Поэтому своим «благородным происхождением» никто из присутствующих не кичился. Своё происхождение демонстрировали только казаки, они были в форме, с шашками, в папахах или кубанках. И папахи не снимали. Но казаки это больше, чем сословие. У них воинское искусство в крови. Если на кого попало надеть папаху, он от этого фланкировке (искусству владения шашкой) не научится. В одном из выступлений на балу казаки продемонстрировали своё искусство. Я полагаю, что европейский мушкетёр со шпагой вряд ли смог бы даже подойти к казаку с шашкой.

Но вернёмся к продолжению бала. Как и положено на балах, распорядитель бала объявлял танец, вступал оркестр, танцующие выходили в центр зала и начиналось кружение в вихре, или сложные чопорные фигуры и перестроение, или зажигательный галоп.

Исполняли исключительно старинные бальные танцы — вальс, мазурка, полька, полонез, кадриль. Профессиональные танцоры помогали начинающим. Одеты были почти все, как и подобает на балу. Дамы были в бальных платьях с кринолинами, кавалеры во фраках, военные в мундирах с эполетами, как уже говорилось, казаки в папахах. Я, за отсутствием фрака, был в сюртуке, и как человек церковный, без бабочки. Но мне, как потомственному крестьянину, простительно. В перерыве, как и положено, был фуршет. Подавали бутерброды, пирожные, вино, чай, кофе. Меню скромное, но извиняйте, у нас доходов от крепостных нет, казна денег тоже не давала. Хотя представители администрации разных рангов участвовали, но не по долгу службы. Лакеев не было, всё брали сами. За бокалом вина вели светские беседы. Параллельно проходили конкурсы на знание истории. В качестве призов были монеты царского времени.

После перерыва профессионалы давали мастер-классы бальных танцев. Танцевали то, что ближе к народной традиции — польку, кадриль. Параллельно проходили игры, конкурсы, забавы. Например, играли в «ручеёк».

Закончился бал салютом на площади перед Континентом.

Мы решили, что Императорский бал будет ежегодным. В этом году заявок на участие было много, больше, чем на первый бал. Все участники подтвердили своё участие на будущие годы. Так что ждём новых гостей.