Как стало известно, инновационную версию омского метро от НПО «Мостовик» не одобрила Главгосэкспертиза. Глава компании Олег Шишов БК55 информацию подтвердил, но заявил, что будет настаивать на своем варианте.

Сообщение о том, что разработанный НПО «Мостовик» новый проект роботизированного метро 20 марта был отправлен на доработку, разместил в своем блоге гражданский активист Евгений Долганев со ссылкой на источник в Главгосэкспертизе. Блогер высказал опасения, что теперь в Омск перестанут поступать деньги из федерального бюджета на строительство метрополитена.

Гендиректор НПО «Мостовик» Олег Шишов, несмотря на то, что был в этот момент в Сочи на совещании, все же согласился по телефону дать комментарий БК55. Он не стал опровергать информацию о неудачной экспертизе, но при этом охарактеризовал ситуацию как нормальную, отметив, что 70-80% подобных проектов с первого раза не находят одобрения. Главную причину временной неудачи г-н Шишов видит в консервативности наших норм, правил, да и самих экспертов, многие из которых начали работать еще полвека назад, выросли на проектах 40-50-х годов. «Огрехи» проекта, по словам главы «Мостовика», носят в основном формальный характер, так, например, эксперты потребовали, чтобы спецтехусловия были прописаны в основном тексте, а не в приложении, как было в проекте НПО. «Мы будем дорабатывать проект процедурно, юридически. Технически же ничего менять не собираемся - там все сделано в русле последних мировых достижений», - заявил БК55 Олег Шишов. Гендиректор «Мостовика» категорически опроверг неофициальную информацию о том, что в компании рассматривают возможность переключения на совсем иной вариант типа ЛРТ (такую версию БК55 сообщил источник в СибАДИ).

Опасения же о возможном прекращении финансирования отмел блогер БК55 Игорь Федоров, давно ведущий тему городского общественного транспорта: «Отмены федерального финансирования, по моему мнению, не будет, существует утвержденный первоначальный проект, в рамках которого оно и шло до сих пор. Однако вопрос опять упрется в цену - напомню, это примерно 30 млрд., из которых освоено порядка 7-8». Фиаско же нового проекта «Мостовика» г-н Федоров рад: «Прекрасная новость! Теперь специалистам из СибАДИ, «Мостовика», администрации придется вновь сесть за стол переговоров и искать новый вариант, самый оптимальный из которых - уже реализованный в Волгограде ЛРТ. Минус только один - полмиллиарда из областного бюджета потрачены впустую».

Напомним, впервые об «инновационном проекте строительства метро» объявили 16 ноября 2010 года на областном архградсовете. Он предполагал строительство наземных станций и станций мелкого залегания с короткой платформой, а также наземной линии до строящегося аэропорта в Федоровке. Перевозить пассажиров планировалось короткими двухвагонными составами-роботами без машинистов. В ноябре 2011 года был объявлен официальный конкурс на корректировку проекта омского метро, на эти цели выделялось 500 миллионов рублей.

Справка
Легкорельсовый транспорт (также «легкий рельсовый транспорт», ЛРТ, от англ. Light Rail Transit) - городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, и большими, чем у обычного уличного трамвая, скоростью сообщения и пропускной способностью. Данный термин, как правило, применяется для обозначения скоростных электрифицированных железнодорожных систем (например, трамвайных), обособленных от прочих транспортных потоков на большей части сети, однако допускающих в рамках системы и одноуровневые пересечения, и даже уличное движение (в том числе трамвайно-пешеходные зоны).

Наталья Николаева, Олег Ледянский