Министр образования РФ Дмитрий Ливанов заявил, что все ректоры вузов страны теперь будут обнародовать свои доходы. Ректоры ОмГУПС и ОмГУ Александр Панычев и Владимир Струнин де факто уже успели это сделать «по просьбам общественности». Кто следующий?

«Уже в этом году ректоры и вообще руководители всех федеральных учреждений будут обязаны декларировать свои доходы, как это делают госчиновники», – сказал Ливанов 24 марта в эфире радио «Эхо Москвы». – До 1 апреля все эти декларации [за 2012 год] должны быть сданы. И мы требуем, чтобы все ректоры опубликовали на сайтах своих вузах эти декларации. И это будет сделано».

Обязать ректоров декларировать доходы ранее предлагал президент России Владимир Путин. Он писал об этом в предвыборной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованной 13 февраля 2012 года.

Между тем волей неволей два ректора ведущих омских вузов свои доходы уже обнародовали, пусть в неформальном порядке, но вполне публично. Первым на это пошел в конце прошлого года руководитель Омского государственного университета путей сообщения Александр Панычев – так он был вынужден парировать обвинения своего экс-сотрудника Геннадия Ханжина, устроившего протестную голодовку. Ханжин в числе прочего заявлял, что ректор ОмГУПС получает по 700 тысяч рублей в месяц. Сумма, названная Панычевым на пресс-конференции 24 декабря, была существенно меньше – 205 тысяч с учетом всех премий и надбавок (голый оклад – 66 тысяч 200 рублей).

Ректор классического госуниверситета Владимир Струнин свою зарплату назвал буквально неделю назад. Поводом на этот раз послужило уже коллективное обращение – открытое письмо преподавателей ОмГУ. Как в итоге выяснилось, за февраль заработная плата г-на Струнина составила 126 тысяч рублей.

Виктор Шалай, глава крупнейшего вуза города – Омского государственного технического университета – свою зарплату пока публично не оглашал. За него это пытался сделать сайт РИА «Омск-Информ», разместивший в 2011 году материал под заголовком «Как ректор омского политеха мог заработать за год почти 10 млн рублей?». Не подписавшийся автор со ссылкой на некие документы утверждал, что г-н Шалай за 2010 год заработал немногим меньше, чем основатель ГК «Титан» Михаил Сутягинский (и, заметим, больше, чем официально тогдашний губернатор Леонид Полежаев): общий доход ректора якобы составил 9 млн 549 тыс. 349 рублей 68 копеек. В заметке приводились и весьма варьирующиеся поступления по месяцам, в одном из них главе ОмГТУ приписывается рекордный месячный заработок в 2,25 млн. рублей. Неизвестно, то ли цифры были взяты анонимным автором «с потолка», то ли на редакцию было оказано давление, но в итоге материал этот с сайта «Омск-Информа» исчез, хотя копии его еще можно найти в некоторых омских интернет-форумах. У людей, перепостивших туда статью, скоро появится возможность сравнить приписывавшиеся Виктору Шалаю доходы с реальными.

Небезынтересно будет узнать и доход недавно переизбранного ректора Сибирского государственного университета физической культуры Владимира Михалева, занимающего свой пост более двух десятков лет. Дело в том, что против переизбрания г-на Михалева активно выступало территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области. И глава ТУ Росфиннадзора Юрий Милещенко, и его заместитель Виктор Новосильцев публично обозначали свои претензии к ректору из-за многочисленных финансовых нарушений в вузе. Как пишут «Коммерческие вести», были среди них и напрямую связанные с доходами лично г-на Михалева. Так, например, он получал премиальные как президент Некоммерческого партнерства «Сибирская олимпийская академия» (СОА). СОА, как заявили в Росфиннадзоре, никакой образовательной деятельности никогда не вела, однако собирала в свою кассу так называемые «разовые целевые взносы» со студентов. СОА же оплатила и, например, командировку г-на Михалева на зимние олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити.

Кстати, по словам Юрия Милещенко, СибГУФК оказался единственным учебным заведением, во время проверки которого в адрес ревизора Росфиннадзора поступали анонимные угрозы, прекратившиеся лишь после жалобы в ФСБ.

Олег Ледянский