Мая твайа не понимай!
Объединившиеся на базе Регионального центра по связям с общественностью, непарламентарии попытались вновь заставить катиться по омским дорогам квадратное колесо, именуемое «круглым столом». Напомним, месяцем ранее они благополучно «не потянули» проблему выживания аграриев на селе.
А вот на сей раз была избрана куда более емкая, но от этого не менее сложная тема — «Омский транспорт. Проблемы или «оптимизация?»
Однако оказалось, что обозначившийся тогда уровень непродуктивности был еще на уровне «цветочков» — нынче грянули самые что ни на есть контрпродуктивные «ягодки».
Резюме данного мероприятия можно оформить фразой, произнесенной в его же рамках разработчиком системы «Сигма» Олегом Курнявко: «Задавать неудобные вопросы власти всегда приятно» — именно этому, а не животрепещущей проблеме, отдали свои силы присутствующие. Поставив себя на позиции обескураженного (вариация: оскорбленного) пассажира, общественники и партийцы непарламентского блока фактически лишили дискуссию конструктива.
Отметим, что власть, представленная там руководством областного и городского транспортных ведомств Александром Вялковым и Алексеем Лазуткиным (глава департамента транспорта, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений), особо раздраконила оппонентов тем, что подготовилась (!) к обсуждению вопросов — повестка каждому из спикеров была разослана заранее.
Отметим, что в теме «двое из ларца» были, даже когда та самая утвержденная повестка полетела в тартарары. С первой же секунды модератор Владимир Жуков, секретарь Омского областного отделения партии «Коммунисты России», решительно обратился к вопросу контроля рынка частных перевозок, да так на нем и остался. Круглый стол трансформировался в допрос чиновничества.
Кратко перечислим основные факты, рассорившие «круглостольцев»:
— на законодательном уровне не закреплена форма оплаты, а значит, насаждаться профильными ведомствами та или иная не может (а как же узнать, заходя в транспорт, как рассчитываться?);
— 92 процента держателей маршрутов согласились реализовывать новую систему оплаты, предложенную городским дептрансом («враки» — не поверили «бодрым» цифрам собравшиеся);
— закатыванием глаз проводили собравшиеся общественники информацию о 6 миллионах налогов, перечисленных по итогам первых двух месяцев работы;
— не по нраву пришлось напоминание, что принимать безлимитный проездной частников обязать не могут («Какое мне дело как пассажиру, с кем вы там заключаете договоры», — отбрил Вялкова общественник Игорь Басов);
Красной лентой ярости прошел в рамках мероприятия вопрос безопасности. «Виной» тому факты, собранные общественником и археологом Борисом Мельниковым. Досталось чиновничеству за «тихое» избавление от звучащих светофоров, помогающих слабовидящим ориентироваться на городских магистралях, за формально низкопольные автобусы, поставленные в рамках программы «Общедоступная городская среда», а также за разобранные остановочные павильоны. Тут уж фактология подвела и Вялкова, который обещал разобраться с каждым отдельно взятым фактом, чем довел оппонентов прямо-таки до исступления.
Вернуть обсуждение в конструктивное русло попыталась модератор мероприятия Лариса Бондаренко. Она напомнила о существенном «человеческом факторе», стоящем между властями и пассажирами. Однако ее толком никто не услышал.
Особо печально было отметить озвучивание непроверенной информации. Так, на повестке стоял вопрос о возможном переходе на безкондукторную систему. По данным устроителей, он активно готовится, а вот гости от власти (Вялков и Лазуткин) об этом и слыхом не слыхали, посчитав идею утопической и «срубив» на корню целый пункт повестки. Представительница службы занятости тем не менее успела заметить, что в таком случае возникает ряд сложностей — от вопросов обеспечения потерявших работу мерами соцподдержки до того, что экс-кондукторам будет сложно с приобретенными навыками устроиться в другое место. Аналогичная путаница возникла и при обсуждении вопроса о маршрутной сети, разработанной для омичей петербургскими студентами. К удивлению непарламентариев, ее уже давно воплощают в жизнь и частично реализовали.
Поговорили и про степень изношенности автопарка, которая, по крайней мере, на базе ПП-8, трансформировалась от доли 90+ к 54%, о необходимости разъяснить кондукторам правила по сопровождению в транспорте инвалидов, о садовых маршрутах.
В общем-то, на том и разошлись, каждый при своем и каждый в оскорбленных чувствах от несостоявшегося диалога. Губернатор Бурков резолюции, которую собирались принять по конструктивным предложениям, так, увы, и не дождется.