В понедельник снова были слушания по поводу «китай-города» в поселке Омском, на этот раз в деревнях Березянка (население – 403 человека) и Зеленовка (127 человек).
В Березянке мероприятие начиналось в 14.00, но я, наученный опытом пятницы, решил приехать заранее и был там уже в 13.00. Слушания проходили в старом административном здании с истрепанным флагом России и обшарпанными стенами. О качестве интерьеров ничего не скажу, меня туда не пустили как «не местного». После меня в Березянку приехали активисты штаба Навального, усеченный десант из «Рассвета» (Ирина Дроздова со своей вечной спутницей), вместе с ними на рассветовской «Газели» приехали «журналисты» «СотаВижен».
Были и жители других населенных пунктов поселения, которые против (но все по-разному): Анна, ее муж Артем и Александр из Зеленовки.
Группа «СотаВижен» попробовала пройти внутрь, но им намекнули, что мест мало, и вообще аккредитация. С аккредитацией возникла проблема. Я про нее заранее не знал, и где ее брать – тоже. На основании отсутствия аккредитации не пустили меня и репортера «Город-55».
Правда, ребята с «СотыВижен» как профессиональные разжигатели, видя, что проход закрывают все те же «шкафчики» из охранной фирмы «Свои» и те же спортсмены-гиревики (на фига они вообще там были нужны?), решили попрыгать на дверь. Один снимает – второй прыгает… Клоуны, блин.
Вообще я не могу назвать этих людей журналистами. Это клоуны и разжигатели. Сейчас поясню, почему. Журналист, помимо прав, имеет обязанности. И одна из них – это не принимать участия в освещаемом процессе. Если есть у тебя в руках автомат, ты уже не журналист, а солдат. Так вот, в пятницу эти ребята выкрикивали призывы к насилию в толпе. А как только человек переступил эту черту, журналистом его назвать нельзя. Я их буду называть «заезжие клоуны».
Так вот, когда эти заезжие клоуны, попрыгав на дверь, поняли, что за ними нет силовой поддержки – Дроздова, Кузнецова и компании – мирно встали в стойло и начали писать заявление на неизвестного, который их не пустил на слушания.
Не пустили внутрь и представителей штаба Навального в Омске. А вот Анна, ее муж Артем и Саша зашли полным составом, хоть они и не являются жителями Березянки. Зашли по той же «регистрации», что и в ДК поселка Омский. И вроде все выступили.
Как позже рассказал Артем, народу в помещении было полно, все выступающие, кроме них, были за городок.
После окончания собрания все мирно разошлись по своим машинам и домам, и «гастрольные слушания» поехали дальше – в Зеленовку (она же Хитрожоповка, но об этом потом).
В Зеленовке помещения для общего собрания вообще не нашлось. Из положения вышли простым способом: поставили аудиосистему на улице и огородили место выступления перилами с митингов и праздников.
И тут случилось забавное. Слушания на улице, и места хватает всем, всех пускают, но никто в «загородку» не идет сам. Прорываться и толкаться незачем. И у противников городка как будто пропал запал на протест. К тому же главных любителей покачать права на право пройти, которые отлично выступили в пятницу, не было, а остальные как-то сбавили накал. Даже Анна в этот раз не обвиняла Долматова с Бурковым в сговоре с китайской разведкой, а говорила о делах более приземленных, таких, как вода и дорога.
Мероприятие проходило в почти гробовой тишине. Дело в том, что вся завезенная «массовка» слушала выступления сторонников строительства от администрации и всяких советов ветеранов уже по третьему разу и вообще никак не реагировала. Анна тоже не отожгла. Поэтому все было бы скучно и протокольно, если бы ни один эпизод.
Из двора напротив магазина вышел местный житель с тремя последними зубами и жизненным кредо «с утра выпил – понедельник свободен». Он подошел к зоне слушаний аккурат под выступление противницы строительства городка Анны и, не разобравшись в том, о чем, собственно, она говорит, начал хаять всех и вся, начиная с Путина и заканчивая местными депутатами и почему-то той же Анной, которую обложил матом. Чем она ему не угодила, не понял никто. Из конкретных требований у этого местного жителя было только одно: показать ему их депутата. Видимо, попутал слушания с предвыборным сходом. Ему сказали, что сейчас будет депутат. Увидев его, «местный житель» изрек: «Саня, ..., ты, что ли, депутат? Да ну вас на ....». И ушел.
Собственно, и депутат тоже не стал давать долгий номер, а повторил все ранее высказанные тезисы.
А вот Александр (тот самый, один из тех, кто вечно против) был встречен реальными жителями Зеленовки на ура. Будучи казаком и кузнецом по профессии, он оказался редкостным евреем. Суть в том, что СС-7 за два года своего пребывания в поселении обещает налогов в район на 140 миллионов рублей. Всего налогов будет около 300 млн, они примерно пополам распределятся между областью и районом. Дорогу инвестор починит за свой счёт отдельно, так как ездить ему же и нужно будет. А деньги пойдут на разные поселковые нужды. Их денег хватит и на дороги уже внутри поселков, и на водопровод, и на крышу библиотеки, и еще на детские площадки останется. Так вот, Александр выдвинул, так сказать, встречное предложение:
– Давайте, – сказал Саша, – вы нам сначала эти 140 миллионов дадите, а потом заселяйтесь.
И вы таки знаете: вся деревня встретила его предложение бурными овациями. Это были первые живые эмоции от местных с начала слушаний, хотя Саша был одним из последних выступавших, и все к тому моменту замерзли. После него еще один местный поднял тему «Утром деньги, вечером стулья» и тоже был встречен толпой на ура.
Тут я и пришел к выводу, что это не Зеленовка, а Хитропоповка, а Сашу позвали в рабочую группу по инвестициям в поселок Омский. Я думаю, зря. Он там с ними устроит такую торговлю, что никому мало не покажется ))))))
После этого все разъехались по домам: и журналисты, и гиревики, и даже заезжие клоуны из Москвы (хотя последние по дороге поехали снимать забор городка).
И какие можно сделать выводы? Слушания в Зеленовке и в ДК поселка Омский в пятницу – огромная разница. Слушали тот же вопрос, но обошлось без скандалов, без давки, без скорой помощи и всего того, что было в пятницу. Провокаторы не приехали, «СотаВижен» попыталась поразжигать, но на них никто не повелся. В Березянке в помещение, где проходило собрание, не пустили двух пьяных и опоздавших местных девушек. В Зеленовке пьяный ушел сам, причем даже без участия полиции.
Более или менее стало понятно, какие настроения среди местных. Да, они хотят выжать как можно больше из этой ситуации. Но это, по-моему, вполне нормальные требования.
Так что остается у меня вопрос: зачем вообще были эти скандалы? Зачем умышленно злить народ всякими «идентификациями»? Зачем подстрекатели из «Рассвета»? Зачем вообще все эти телодвижения? Кому стало лучше, если слушания в ДК поселка Омский теперь связывают только со скандалом «в калитке»?
Можно же было сделать все по-человечески, как в Зеленовке?