Председатель Фонда развития цифровой экономики поделился мнением об омских программистах и оценил ситуацию в сфере IT с отъездом кадров в Москву и за границу.

Экс-советник президента России по вопросам Интернета стал гостем Сибирского IT-форума и после открытия его деловой программы ответил на вопросы журналистов.

- Как вы оцените потенциал Омска в IT-сфере?

- У Омска прекрасный образовательный потенциал, прекрасные кадры, есть одно «но», которое четвёртый год работает: нужно оставлять своих людей на своей территории. Государство должно делать то, о чём мы все говорим – стать заказчиком. Оно определяет тренды. Сейчас разработчики работают на кого угодно, только не на нас. Основная наша задача – сделать так, чтобы источники доходов наших программистов были здесь. Чтобы они оставались и у нас начала бы накапливаться масса.

Наблюдая за заграницей, другими странами бывшего СССР, могу сказать: раньше у нас была нефть, мы ей увлекались, сейчас надо просто перепозиционироваться. Да, государство делает это медленно, но это неизбежно. По крайней мере, два года назад, когда я приглашал на совещание Центробанк, мне отвечали «А зачем нам это надо?», а на текущий момент цифровая экономика – самый употребляемый тренд. Мне кажется, государство медленно запрягает, но быстро едет. Теперь основная задача просто постараться удержать то, что у нас есть, и развивать.
Если мы не дадим программистам работу здесь, они найдут её в другом месте. У нас нет границ. Это создаёт высокую конкуренцию. То есть две новости: плохая – они уезжают. Хорошая – то, что их квалификация позволяет им уезжать. Значит, это квалифицированные кадры. Осталось лишь придумать, каким образом заменить «Майкрософт», «Оракл», есть разработчики, которые могут это сделать. Я езжу три года по России и процесс импортозамещения – это сложная задача. Но её нужно делать. Импортозамещение – не для галочки, это не ответочка американцам, это вообще не та история. Это рабочие места, рост нашей квалификации. Наши люди сейчас уезжают туда, а нам нужны знания здесь. Поэтому да, уезжают, но хорошая новость – они есть и надо просто их забрать.

- В каких направлениях омские ИТ-специалисты особенно успешны?

- Скажу честно, они везде одинаковые. Немножко аутичные, немножко либеральные, программу не отладишь безошибочно, поэтому они довольно «чёрно-белые». Они садятся и работают, у них есть хорошее качество – некий фанатизм в работе, притом, что и аутичность. Поэтому, если честно, такие же работают в «Яндексе», ничем не отличаются. По неизвестным причинам работают они в Омске. По аналогии, как говорят в Ижевске – «Главное, чтобы женился, тогда не уедет». Правда, он может работать на зарубежную компанию, но...
Нет плохих айтишников и нет хороших, вы не можете сказать, что это как писатели: не можешь писать — не пиши. Особых отличий от тех, кто работает в «Гугле», нет. Может, здесь у них в специальных отраслях знаний чуть-чуть поменьше, но спрос такой, что кого-то и «Яндекс» заберёт. Какие-то методы применять, чтобы их удерживать здесь, нужно.

- Вы же знаете, что российские корпорации «пылесосят» омский рынок кадров в этой сфере?

- А из Москвы кадры «пылесосит» «Гугл». Всё знаю, ну а Омск, получается, тащит из Казахстана. Здесь есть представитель Казахстана, поговорите с ним – и он расскажет ту же самую песню. В Ижевске говорят: «Сделай что-нибудь, наших детей воруют в Казань». В Казани говорят: «В Москве МГУ, он тащит у нас». Приезжаю в МГУ, там говорят «А давай как-нибудь закроем границы, введём ограничения на выезд» и так далее. Это конкуренция. Именно об этом и нужно говорить. Есть спрос и заказ. Программисты должны быть удовлетворены не зарплатой, а масштабом работы. С ними можно договариваться, они не параллельны власти, они перпендикулярны. Бывает, что с ними трудно разговаривать. Сам понимаю, со своими иногда разговариваю и они меня не слышат.

- Какие секции вам сегодня будут особенно интересны на форуме?

- В основном медицина и образование.