Они, самодеятельные артисты из Называевского народного театра «Сотоварищи», что в Омской области, едут по нашим чаще раздолбанным, чем хорошим дорогам. Куда? А где примут. На этот раз в Полтавском Доме культуры. Билетик за 100 рублей, и спектакль об одиночестве, о душевной доброте и щемящих душу и сердце чувствах пролетает мгновенно.
«Вам письмо!». Десятки рук с конвертами со сцены тянутся к вам, сидящим в зале, в финале спектакля. В этот момент непрошеная слеза катится по щеке, хочется встать с кресла и взять письмо. Но понимаешь, что в реальной жизни доброе письмо в конверте уже не придет, а скорее всего, придет письмо из налоговой в конверте с синим штемпелем.
Мы давно перестали переписываться с родными и близкими и просто знакомыми, используя для этого ручку и чистый лист бумаги, вырванный из тетради. Современность безжалостно вытеснила эпистолярный жанр из нашего бытия. Пишет такие письма герой спектакля «Лямур пердю, Иван Сидорович!..» (Любовь проходит, Иван Сидорович). Незамысловато, но интересно. По сюжету пожилой Жуков Иван Сидорович овдовел и от одиночества начал учить французский язык. В словаре нашел занимательное выражение «Лямур пердю», которое означает «любовь проходит». Есть в иностранных языках интересные обороты и словечки.
Это драма по мотивам пьесы Олега Богаева «Русская народная почта» и рассказов Василия Шукшина «Три грации», «Сапожки», «Миль пардон, мадам» и «Бессовестные». Иван Жуков напомнил мне Ваньку Жукова из чеховского рассказа «Ванька», только, конечно, постаревшего и поседевшего. «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать». Классика жанра! В школе после знакомства с этим рассказом мне было безумно жаль этого Ваньку. Подспудно зритель готов жалеть и Ивана Сидоровича, который, судя по медалям на пиджаке, ветеран.
Итак, постаревший Иван Сидорович, страдая от одиночества, пишет письма… самому себе, прячет их, потом «случайно» находит и с удовольствием читает вслух. У него сын «где-то в городе», но у сына свои дела, своя жизнь. Сегодня почти у всех нас есть «гад – же – ты». Общаемся через бездушные андроиды и сами помаленьку становимся андроидами. «Ты где?». Этот вопрос часто задаем друг другу по мобильнику. Как будто все мы заблудились в каком-то жутко дремучем лесу. Похоже, так оно и есть.
Несмотря на развитие коммуникаций, одиночество становится серьезной проблемой. Каждый год число одиноких людей на Земле бьет новые рекорды. Наблюдения показывают, что одинокие люди умирают на несколько лет раньше, чем их семейные сверстники, в том числе из-за большей подверженности инсультам и инфарктам. Как там поется в песне:
Одиночество-сволочь, одиночество-скука.
Я не чувствую сердце, я не чувствую руку.
Я сама так решила, тишина мне подруга,
Лучше б я согрешила, одиночество-мука.
У человека могут быть родственники, но при этом он чувствует себя одиноким. Сколько угодно примеров! От одиночества люди ищут пути избавления: кто-то идет в кружок кройки и шитья, кто-то – в запой, а Иван Сидорович в письмах придумывает иллюзорный мир, в котором он может пообщаться даже с королевой «Елизаветой Два».
Это спектакль о маленьком человеческом счастье. Много ли надо для счастья? Сейчас, когда мир заполнен вещами, сапожки за 65 рублей кажутся библейской притчей о добром муже. Читаю краткий пересказ «Сапожек» В. Шукшина для школьников: «Рассказ Шукшина учит взаимоотношениям в семье. Забота о родных – главное в семье. Даже несмотря на неудачный выбор Сергея, в семье царит гармония теплоты и уюта. Но на всякий случай лучше бы знать размер ноги жены на будущее». Хорошо, что этот морализаторский тон не прозвучал в спектакле. Дочка у шофера в называевском спектакле – колоритная дивчина! Ей бы на актерское отделение в Щукинку. Как зритель готов дать рекомендацию! Ее радость по поводу новых сапожек была неподдельной!
По сути, весь спектакль – мозаика из моноспектаклей, но все они, как бы сказал критик, «органично вплетены в ткань действа». Видимо, экономя время зрителей, режиссер убрал некоторые персонажи: так, в спектакле не оказалось Ленина, Сталина, Чапаева, Любови Орловой, Робинзона Крузо и др. из пьесы Олега Богаева. Но какие претензии к режиссеру?! Ясно же сказано: «по мотивам пьесы». Нарочитая упрощенность спектакля ничуть не вредит ему, а даже украшает, как краткость украшает всякий талант.
Зрителю легче понимать происходящее на сцене, особенно сельскому зрителю, не избалованному театральными постановками. Действо на сцене – это часть его жизни, а герои пришли с улицы, с поля, с фермы, из магазина. Вот почему быстро устанавливается контакт с залом. Взаимная симпатия между лицедеями и зрителями возникает еще и потому, что зал понимает: актеры – непрофессионалы, но играют искренне, от души. Они не работают, они «служат» Мельпомене. Алексей Корнов (Иван Сидорович), Марина Стапцова и ее напарница Анастасия Арнаутова (продавщицы сельпо), Олег Маслов (шофер, покупающий сапожки жене), Владимир Рушев, Надежда Непомнящая, Александр Драганюк, Анатолий Зубенко, Кристина Стапцова, Дмитрий Дубинин (Бронька), Тамара Винс, Вера Леонова (сваха), Дмитрий Лушов – все они вечерами спешат на репетиции. Репетиции – хороший релакс, лекарство от одиночества.
«Когда люди впервые приходят в труппу театра, – говорит режиссер Юрий Авдеев, – они «деревянные», не знают, как правильно сесть, встать, пройти по сцене, произнести слова. Приходится перед каждым проигрывать его роль. Постепенно приходит понимание, внутреннее «свечение», человек начинает «играть». У нас не постоянная труппа. Многие спектакли уже не повторить, так как актеры разъехались, но приходят новые, и театр живет.
Театр живет! Мучение любви – вот как все это называется! За 100 рублей вы покупаете эмоции. «Вам горсть или две? В сумочку, в пакетик? Лучше в душу! Пожалуйста!»
И все-таки к письмам главного героя я бы добавил еще одно: письмо к президенту. Оно могло бы получиться весьма актуальным: «Уважаемый Владимир Владимирович, пишет Вам пенсионер Жуков Иван Сидорович…», а дальше все зависит от богатой фантазии режиссера. Тут есть где развернуться!
Бессмертный Шукшин: «Воскресенье. Сегодня в течение дня буду ненавидеть. Месяца два, как я переехал на новую квартиру, и каждое воскресенье – весь день напролет – ненавижу. Это происходит так. С утра, часов в девять, на скамейку под моим балконом садятся три грации и беседуют. Обо всем: о чужих мужьях, о политике, о прохожих… Я выставляю на балкон кресло, курю, слушаю этих трех – и ненавижу. Все человечество. Даже устаю к вечеру». Шукшинские «Три грации» это вам не грации Рафаэля. Но в спектакле их не хочется ненавидеть, смеяться над ними – да, а ненавидеть – нет. И в то же время спектакль называевцев не комедия, а драма. Смех сквозь слезы. Как и в жизни.
Почему режиссер выбрал мотив одиночества? Вот что ответил на этот вопрос Юрий Авдеев:
– Поначалу пьеса Богаева мне не понравилась, но однажды я услышал от знакомого историю, которая случилась у нас в городе. Одинокая женщина уехала на месяц из своей квартиры, в которой проводила почти все свое время, сидя у окна, выходящего на улицу. Она забыла запереть квартиру и когда вернулась, обнаружила, что квартира не заперта, но не это поразило ее, а то, что за время ее отсутствия к ней не зашел ни один человек! И тогда я подумал о том, сколько похожих одиноких людей живут рядом с нами. Так постепенно рождался замысел спектакля.
Театру в 2017 году исполнилось 55 лет. За все время поставлено более 79 спектаклей от классики до современной драматургии отечественных и зарубежных авторов.
9 октября в ДК Малунцева в 20.00 называевцы покажут свой спектакль омичам.
Леонид Евсеев, зритель в третьем ряду