В Омске стартовал первый фестиваль гастротуров, один из которых называется «Ты же лопнешь, деточка!».
В понедельник в Омске дан старт неделе гастрономических экскурсий #гастротуромск. Запись на них была объявлена неделю назад. Уже через несколько дней не осталось свободных мест...
Что такое гастротур? Это отнюдь не путевка в Турцию, Египет (или в Омск) с пакетом питания «ол инклюзив». Это вид туризма, основная цель которого – знакомство с той или иной местностью через призму национальной гастрономии. Для гастрономического туриста еда в первую очередь – категория культуры. Она рассматривается в связи с историей, религией, экономикой, политикой, обычаями, легендами.
Естественно, неотъемлемая часть таких экскурсий – дегустации. Участники рассчитывают попробовать если не нечто экзотическое, то самобытное и оригинальное.
Что ждет омских гурманов на этой неделе? Программа «Кофейный проповедник», в рамках которой рассказывают об истории кофейного дела, культуре пития. Очередная «Mamma mia!» раскрывает секреты приготовления настоящей пиццы и особенности итальянских вин. «Сладкоежка» – марш-бросок по кондитерским. Можно не только полакомиться авторскими пирожными и тортами, но и узнать о полезных десертах. «In vino veritas» – о культуре барных заведений. «United Asia» – окунает в мир паназиатской кухни. «Щи да каша – пища наша» – отвечает на вопросы, почему борщ называется борщом и почему все иностранцы пробуют в России пельмени, и не только на эти.
В первый экспериментальный гастротур «Ты же лопнешь, деточка!» (по гастрономическому сердцу Омска – Любинскому проспекту) отправились накануне и омские журналисты. Первый блин не комом, не зря экскурсия стала призером регионального (Сибирь и Дальний Восток) конкурса Всероссийской туристской премии «Маршрут года», заняв в финале третье место (разработала его выпускница школы экскурсоводов Валерия Кивелева). Но есть над чем и поработать (впрочем, выявить такие нюансы и было одной из целей пресс-тура).
Группа собралась вечером у памятника Михаилу Ульянову, недалеко от Драмтеатра, где в начале ХХ века появился театральный буфет. Он пользовался популярностью. В советское время в нем подавали шампанское, бутерброд с икрой или красной рыбой и пирожные. Так что к экскурсии место встречи имело, можно сказать, непосредственное отношение.
Экскурсоводом предстала Даша Шалда, руководитель ТИЦ (Туристического Информационного Центра). Правда, несмотря на микрофон, ее слова порой заглушали звуки улиц – рев машин и радиореклама.
«Какой для вас Омск на вкус?» – огорошили Дарью любопытные и креативные журналисты. Она не растерялась: «Для меня – горько-сладкий...»
«А самое омское блюдо – что это для вас?» – не унимались корреспонденты.
«Сыр "Омичка", любинская сгущенка, пельмени-вареники», – ответила экскурсовод.
Единственная станция метро в Омске
Первая остановка в пешем маршруте под накрапывающим дождиком – бывшее здание женской гимназии и «Станция еды» (Food Station), где готовят бургеры и пиццу. Это заведение интересно открытой кухней. Также экскурсовод поведала, что белый хлеб здесь подают в конусообразных чашечках.
«Пока единственная станция метро в городе Омске. Внимание, двери открываются с 12:00, следующие станции: «Стейко-Станиславская», «Бургеро-Лешнинская», «Александро-Пиццерская», «Кофей-город», «Проспект-Глинтвейнова», «Пивные пруды», «Чайный сад «ОСТОРОЖНО! Станция «Проспект Бизнес-ланчево», открыто с 12:00 по 16:00», – так шутливо обыгрывается меню на страничке заведения в соцсетях.
Здесь можно отведать, например, пиццу экзотическую острую (тесто, майонез, сыр моцарелла, халапеньо, курица барбекю, ананас консервированный) или шоколадную, а также два в одном – пиццу-бургер. А также Стейк ЧАК РОЛЛ, для которого берется филе из шеи быка.
Вообще-то эту информацию экскурсовод уже не преподносила... Но «на заметку» записала – не одних жадных до информации журналистов, но и туристов-гурманов интересует не только название заведения и его концепция. Пища для ума тоже нужна – о каких-то фишках точки общепита, удивительных фактах. К примеру, что самый дорогой бургер подают в ресторане The Fleur De Lys в Лас-Вегасе. За 5000$ вы съедите котлету из говядины кобэ с трюфельной стружкой, положенную в трюфельные булочки бриошь, и выпьете бутылку Chateau Petrus 1990 года. Бокалы можете оставить себе, если они вам понравятся.
От Шаниной никто с пустыми руками не уходит: первый интерактив
Посмотрев вывески еще нескольких заведений, подошли к дому-магазину купчихи Марии Шаниной, омички в третьем поколении, внучки мещанина и дочери мелкого купца Накладова. Описывается случай, как в торговый дом был подослан странный покупатель, потребовавший… колесную мазь. Хозяйка не растерялась и отправила приказчика за мазью на базар – мужчина получил требуемое. Так возникло выражение «от Шаниной никто с пустыми руками не уходит».
Журналисты с пустыми руками тоже не ушли. Экскурсовод неожиданно заявила, что Шанина спрятала клад, а они его нашли. При этом Дарья хитро улыбнулась и продолжила игру: «Сейчас мы каждому из вас хотим этот клад преподнести, но необычно. Мария была женщина богатая и немного суеверная. Сейчас и мы с вами немного погадаем. Предлагаю каждому вытянуть сладкий приз и посмотреть, кого какой доход скоро ждет, может, премия».
Каждый по очереди вытягивал из мешка шоколадочки, на фантике которых была изображена купюра разного достоинства. Кому-то досталась «пятисотка», «соточка», кому-то – тысячная, а то и пятитысячная. Группа оживилась.
Затем Дарья возле скульптуры рассказала о традиции русского чаепития: в России любили самовары, из которых подливался кипяток, потому чай, в отличие от других стран, смешивали не в заварочном чайнике, а в чашке. У представителей богатых сословий чашечки были поменьше и изящные. С напитком подавали большое количество угощений – выпечку, варенья, мед. Чаепитие проходило степенно, участники выпивали по шесть-семь чашек подряд.
Одним символом русского чаепития было блюдце. Из него прихлебывали чай помещики, купцы, ремесленники и простые крестьяне. Аристократы считали это вульгарным. Когда чашку возвращали на блюдце, означало, что чая больше не нужно. То же самое означал перевернутый стакан у бедных слоев населения и ложечка, оставленная в чашке, – у знати.
Островок трех гастрокультур
Дальше гурманам-экспериментаторам продемонстрировали три заведения (опять же снаружи: вывески да окна). Это гастропаб «Каштан и Лось» (сейчас модно называть несочетаемыми на первый взгляд словами, отметила Дарья). Заведение славится миксом сибирской и европейской кухонь.
Второе – «Хинкальная» с традиционной восточной кухней (напомним, предприниматель Леван Турманидзе пару-тройку лет назад поменял концепцию одного из своих заведений. На месте кофейни восточных сладостей Vanilla Coffee, находившейся на первом этаже торгового комплекса «Летур-Центр», начала работать «Хинкальная».)
И пинцерия Pinzeria, которую Дарья призвала не путать с пиццерией.
Пинца – инновационный продукт Валентино Бонтемпи, на создание которого маэстро вдохновила гастрономическая культура Древней Римской Империи. Для ее приготовления используется особая смесь муки трех видов: пшеничной, соевой и рисовой. Также применяется закваска, возраст которой более пяти лет. Специальные продукты и особая техника приготовления позволяет добиться особой мягкости и воздушности теста. Заказать можно, к примеру, пинцу с грушей и сыром горгонзола, с белыми грибами и ароматом трюфеля.
Кстати, журналисты не удержались от общей фотографии у стен заведения: весьма привлекательным для представителей творческой профессии показался декор.
Затем остановились поглазеть на окна бара-ресторана «Географии». Как сообщила экскурсовод, внутри дают покрутить глобус. Ткнули пальцем на какую-нибудь страну – вам принесут отведать гастрономические хиты, которые популярны в ней.
Здесь можно вкусить командорского кальмара, фаршированного печенью трески, мидии в кокосовом молоке, стейк в устричном соусе.
Но работники «пера и диктофона» пока лишь глотали слюни. Это напоминало сцену из фильма, где детишки из небогатой семьи разглядывают ломящуюся от деликатесов витрину магазина накануне Рождества. А старшая сестренка поясняет братишке, почему не стоит ждать под елочку таких сюрпризов: «Дед Мороз в этом году бедный...»
Впрочем, избалованных разными гастрономическими изысками современных гурманов, вероятно, стоило потомить у дверей различных ресторанчиков, чтобы разгулялся аппетит.
И – да, еда! В «Розы Морозы»
А вот и дегустация! Она ждала в ресторане «Розы Морозы».
Театр начинается с вешалки. А «Розы Морозы» – с люстры. В ресторане она огромная, украшена 200 глиняными расписными тарелочками, доставленными из Узбекистана (вместе с некоторыми поварами). Они прикреплены спецклеем. Она так и притягивает, чтобы поселфиться.
Впрочем, вначале все же был гардероб. И от взоров журналистов не ускользнули вешалки с халатами. Конечно же, задали вопрос о них. В ресторане очень тепло, предназначены они не для дополнительного «сугреву». Узбекские стеганые халаты-чапаны можно взять в гардеробе и накинуть тем, кто решил проветриться на улице, но одеваться в верхнюю одежду лень (курящие мужчины используют такой "сервис", чтобы подымить на крыльце). Узбекский чапан обычно делают на подкладке из ваты или верблюжьей шерсти, дополнив его ситцем с внутренней стороны, а затем простегивают все слои по периметру.
Ресторан открыли в здании бывшего спортивного магазина. Его внутренние стены, очищенные до кирпичной кладки, стали частью интерьера и своеобразной достопримечательностью – ведь им 115 лет. А благодаря креативному персоналу они еще и говорящие, увешанные подобными лозунгами и подсказками: «Руками есть вкуснее», «Плов всему голова».
Часть блюд тут готовят в тандыре (печь-жаровня). Отведанная из нее самса с бараниной с пылу-жару могла бы стать иллюстрацией поговорки «чуть язык не проглотил».
Почему «Розы Морозы», спросили у администратора. «Хорошо звучит, розы цветут на юге, в Сибири – морозы», – услышали пояснение.
Интерьер ресторана оформлен в стиле лофт с сочетанием восточных деталей и орнаментов. На одной из стен граффити: восточные женщины с открытым животом, заслоняющие подолом лицо (возможно, это напоминание о разнице в менталитете: если лицо восточной красавицы увидит незнакомец-мужчина, она будет опозорена).
За большим столом для дружной компании продегустировали еще и пхали – грузинскую закуску из овощей, узбекский плов из белого риса и баранины с изюмом, нутом, барбарисом, украшенный перепелиными яйцами и кусочками казы – колбасы из конины, долму, люля-кебаб, сыры нескольких сортов. Информация о рецептах блюд не была «кушать подана». Но журналисты рты не только для вкушения вкусностей использовали, выспросили сами официантов обо всем. Благо сотрудники оказались сведущими и с радостью раскрыли «секреты».
В диванчиках поначалу просто утопаешь, но после обильного застолья понимаешь, в чем их прелесть. Так и манит развалиться. А вот выбраться из них «на волю» уже несколько проблематично, после разных яств-то...
В общем, эксперимент удался. А из-за повышенного спроса на такое омское ноу-хау (гастроэкскурсии) организаторы решили их повторить в октябре. Об этом они написали на странице ТИЦ в соцсети «ВКонтакте».