Уезжает столичная гостья с целой кучей подарков.

Ксения Собчак провела целый день в нашем городе, встречаясь с местными жителями и осматривая наиболее примечательные места (например, одну больницу в Старом Кировске). Апофеозом должна была стать вечерняя открытая встреча в гостинице «Турист», и она оправдала ожидания. Во всяком случае, собралось в восточном конференц-зале человек 300, жаждущих послушать кандидата в президенты и задать ей вопросы.

Героиня дня снова опоздала, но на этот раз ненадолго – минут на 12 (задержалась в той самой больнице). Решительной походкой она вошла в конференц-зал, в очередной раз поблагодарила за тёплую встречу, за неравнодушие и активность и... начала принимать подарки. Как и в штабе днём, это были цветы и сладкое. Подаренная сгущёнка вдохновила Собчак на целую речь о том, что нашим людям нужно не абстрактное величие страны, измеряющееся внешнеполитическими победами и успехами в разработке ядерного оружия, а простые вещи вроде хорошо работающего ЖКХ, нормальной медицины и разных экономических «фишек».

– И сгущёнка из этой серии, – рассказала Ксения. – Это ведь вкуснейший продукт, у которого нет аналогов! Мы могли бы её экспортировать. Это простой предмет – не ракета и не такса, которую топил Рогозин, но это уникальный продукт, и ничего вкуснее, чем кофе со сгущёнкой, я представить не могу... Вот такими вещами нужно заниматься! И когда мы ввязываемся в бесконечные войны вместо того, чтобы повышать уровень жизни наших граждан, это чудовищно! Я против этого.

Далее Собчак рассказала, что страной правит коррумпированная система, которую необходимо сломать (публика энергично хлопала), что Россия при Путине фактически не является великой державой, если исходить из экономических показателей, что политика территориальных захватов устарела и что пугать весь мир бомбой – это неконструктивно; «мы просто опять окажемся за железным занавесом, но с другой стороны». По словам кандидата, осуществление её программы «123 шага» может всё изменить – включая «колониальное», как она выразилась, положение Омска, отдающего все свои деньги федерации.

Закончив программную речь, Собчак перешла к ответам на вопросы. Тут всё пошло неформатно: ей подарили ещё сладостей, кто-то поблагодарил за борьбу против реформы скорой помощи, а в дальнейшем люди, в руки которых попадал микрофон, хотели не спросить, а скорее рассказать о своей проблеме в надежде, что им хоть чем-то помогут. Собчак тем не менее старалась каждый раз перевести разговор на обсуждение более общих тем. Например, взяточничества и порочности правоохранительной системы.

– Мы же понимаем, что Алексея Улюкаева, например, посадили не за взятку: его посадили за то, что он неугоден власти, – констатировала она.

Но оказалось, что такое мнение разделяют не все:

– И за взятку! За взятку! – подал голос какой-то пожилой мужчина из глубины конференц-зала.

Взгляды Собчак и этого зрителя расходятся, как выяснилось после этого, ещё в ряде вопросов: о законопослушности Ходорковского и степени национализированности российской экономики, например. В конце концов, мужчине пригрозили удалением из зала, и он на время затих.

Кто-то спросил, не забудет ли Собчак о своих избирателях после выборов. Та ответила, что такой поворот исключён, но аргумент был своеобразный:

– Вы можете не беспокоиться: я на этих выборах не выиграю, – объяснила Собчак. – В нашей стране фактически несменяемость власти, и при такой игре выигрывает только казино.

Но даже несмотря на это, у Ксении, по её словам, есть причины для беспокойства: в её доме уже проходили обыски, её пытались обвинить в экстремизме. При этом она всё-таки хочет оставаться в России и после выборов, вопреки попыткам выдавить её из страны, и «бороться до конца», то бишь создавать партию и готовить страну к либерализации.

После часа общения с публикой Собчак ушла: ей предстояли ещё 2 встречи, в том числе «с людьми, принимающими решения». По итогам сегодняшнего дня она может стать «толстой и счастливой» (это к вопросу о сгущёнке), а омичи – несколько более задумчивыми. Когда прямо на глазах у россиянина кого-то (уточним: не Путина) называют «будущим президентом России», звучит это странно и, пожалуй, волнующе. Правда, этот «будущий президент» тут же рассказывает, что демократических выборов не будет, а значит, его не выберут; а потом говорит, что сходить на выборы всё-таки надо.

В общем, запуталось всё в Датском королевстве. А некоторые заинтересованные наблюдатели полагают, что и прогнило тоже – в полном соответствии с классикой.