Сооснователи дизайн-студии «Мастерская Березина» Евгений Березин и Денис Каленский пытаются приучить омского клиента к «вкусному» продукту. «Вкусный» дизайн и «вкусная» моушн-графика создаются командой фрилансеров, ­которые зачастую даже не знакомы друг с другом.

– Существуют ли определенные сложности с поиском заказчиков, когда новая дизайн-студия приходит на рынок?
Евгений: Мы запустились в 2014 году. Существенных проблем с поиском клиентов не было – в том же году компания получила несколько крупных заказов. Нам доверили разработку промосайтов микрорайонов «Серебряный берег», «Изумрудный берег» и Омского ТЮЗа. На начальном этапе сработало «сарафанное радио»: главными «козырями» в наших руках стали рекомендации прежних клиентов.

– Требуется какой-то начальный капитал для того, чтобы основать свою дизайн-студию?
Евгений: Это сфера бизнеса с минимальным порогом входа. Компьютер, мышка и монитор – вот и весь «начальный капитал».

– Все сотрудники компании работают удаленно. Это накладывает определенный отпечаток на управление персоналом? И возникают ли сложности с поиском ­сотрудников?
Евгений: В Омске немало действительно толковых и талантливых дизайнеров. Беда лишь в том, что большинство из этих ребят уже «зазвездились», пропорционально их «звездности» возрос и ценник. В стартовый период деятельности компании весь объем работы распределяется между фрилансерами. Как только компания нарабатывает постоянный поток клиентов, появляется сплоченная команда. На постоянной основе в дизайн-студии могут работать только три человека. Возникает на горизонте какой-то большой проект – студия «разбухает» до нужного количества людей. Проект ­завершается – ­фрилансеры ­расходятся. По такому принципу работают многие дизайн-студии.

– Сложнее управлять командой, когда все сотрудники разбросаны по разным городам?
Евгений: Как правило, у каждого опытного фрилансера есть свое портфолио. Кроме того, человека можно изучить по странице в соцсети. Обычно мы не кидаем новичка в омут сложного проекта, а изучаем его потенциал на примере текущих задач. Если человек справляется с задачами, мы переводим его на новый уровень.
Денис: Фрилансеры – народ кочевой. Это, безусловно, привносит в работу определенные риски. Порой местоположение сотрудника выясняется уже в дедлайн, когда обнаруживается несостыковка по часовым поясам. Тем не менее в любой момент задачи без риска снижения качества продукта можно перераспределить «резервным» сотрудникам.

– А может ли собрать такую команду человек, который вообще далек от сферы рекламы и дизайна?
Евгений: Все зависит от того, какой уровень качества он ожидает на старте. Если человек вообще никогда с этим не связывался, стоит обратиться к площадкам фрилансинга и поискать сотрудников там. Но необходимо учитывать, что в таком случае качество работ будет невысоким. Для того чтобы собрать команду из ответственных и компетентных людей, понадобится гораздо больше времени. Идеальный вариант – когда вы приходите в этот бизнес со знаниями о принципах работы сайта, а также ориентируетесь в маркетинге, программировании и т.д.
Денис: Сложно собрать грамотную команду, когда ты сам не разбираешься в тех сферах деятельности, в которых работают твои сотрудники. Главная задача управляющего компанией состоит в том, чтобы отслеживать качество работы каждого члена команды. Как правило, команда складывается из иллюстратора, сценариста, аниматора. Руководитель агентства выступает в роли некоего режиссера, который следит за общим действом на сцене.

– На какую прибыль может рассчитывать дизайн-студия на начальных этапах?
Евгений: Мы начинали со ста пятидесяти тысяч рублей за проект. Многие омские студии берут за свои услуги совсем небольшие деньги и на первых порах оценивают свой проект в 10-20 тысяч рублей. Возможно, демпинг действительно играет им на руку, но такие компании рискуют остаться на низком уровне. Дизайн-студий в Омске много, но большинство из них работает по старым лекалам. Специфика этого бизнеса такова, что оставаться на месте, без движения вперед, просто невозможно. Каждый год появляется что-то новое: новые технологии, новые версии программ, новые языки программирования и т.д. Не все компании успевают за этими ­тенденциями.
Денис: Как пример – компании, которые ставят работу на поток и штампуют однотипные «странички-визитки». Спрос на такую продукцию тоже есть, но это продукт крайне низкого качества. Команда не растет в профессиональном уровне, компания – в ­финансовом.

– А как приучить заказчика к ­более качественному продукту?
Денис: Хороший продукт – это «вкусный» продукт. Он интересен заказчику, который открыт новому, который действительно хочет, чтобы в его арсенале появился эффективный инструмент по привлечению ауди­тории. Большинство людей просто не хочет разбираться в отличиях этих ­продуктов, считая, что сайт нужен только «для ­галочки».
Евгений: Поэтому каждая встреча с потенциальным заказчиком начинается с того, что мы буквально на пальцах объясняем ему принципы работы рекламы в виртуальном пространстве. Омск входит в топ городов, жители которых наиболее активно используют мобильный интернет. Это необходимо учитывать при разработке сайта – страница обязательно должна открываться на мобильном устройстве. Существует и такая статистика: если загрузка страницы занимает более двух секунд, пользователь ее покидает и переходит к другой ссылке. Скажем, человек ищет информацию о ресторанах восточной кухни, желает ознакомиться с меню и ценами разных заведений этой категории. Что в итоге он выберет? Скорее всего, он остановит свой выбор на ресторане с максимально информативным сайтом. Поэтому не стоит принижать значимость сайта как основного инструмента рекламы и продвижения.

– Портфолио дизайн-студий складывается в том числе из профессиональных наград, побед на всевозможных конкурсах. Можете похвастаться таким опытом?
Евгений: В 2014 году одна из наших работ заняла первое место на фестивале моушн-графики в Нью-Йорке. Недавно мы завершили работу над сайтом «Театра-студии Ермолаевой», с этим проектом хотим выйти на конкурс «Рейтинг Рунета».
Денис: Важным событием этого года для нас стало участие в «Форуме молодых предпринимателей». Отмечу, что для омского региона это действительно достойная площадка. Благодаря форуму мы обзавелись кучей полезных контактов, увидели весь цвет активной и творческой омской ­молодежи.

– Как планируете развиваться в дальнейшем?
Евгений: Со временем мы хотим дорасти до формата digital-агентства. Сегодня эта ниша практически не занята в России. Это тот самый уровень, когда компания предлагает полный комплекс рекламных услуг «под ключ»: занимается организацией событий, рекламных акций, создает проморолики и сайты. В нашей стране не так много рекламных агентств, работающих на полном цикле. Возможно, российскому бизнесу не хватает опыта в этой сфере, возможно – ответственности. В России работа рекламных агентств по-прежнему ведется «на коленке».

Текст: Ирина Буркина

Фото: из архива героев