Иртышские суда на рейде дали протяжный «хоровой» гудок, который прозвучал на весь город (ФОТО). 

Сегодня утром на стрелке Оми и Иртыша состоялась традиционная церемония открытия навигации в Обь-Иртышском бассейне. В этом году навигацию открыли примерно на неделю раньше срока из-за того, что быстро сошел лед.

«Каждый день навигации у нас на счету. В среднем, где-то 180 дней длится навигация – это среднегодовое многолетнее наблюдение. Чем раньше очищается река ото льда, тем больше возможностей водным транспортом перевезти груз», – пояснил Эдуард Вирютин, первый зам руководителя ФБУ «Администрации Обь-Иртышского водного бассейна».

В красочной церемонии приняли участие курсанты Омского речного училища, студенты Омской академии водного транспорта, руководство Иртышского пароходства, капитаны омских судов и их команды, а так же сами суда.

По традиции одному из капитанов вручили символический подарок – корабельный руль. Оркестр курсантов Речного училища исполнял торжественную музыку.

На рейде красовались суда, украшенные флагами.

Участники церемонии открытия и зрители-омичи могли сегодня полюбоваться на стоящий на рейде танкер «Рифгат Султанов», сухогрузный теплоход «Петр Великий» и буксиры-толкачи, предназначенные для толкания и буксирования несамоходного флота, в народе – барж.

Полицейский катер красуется на камеры, лавируя между величественных собратьев

Как выяснилось, больше всего на Иртыше именно барж.

«Эта традиция сложилась в советские годы: чтобы не содержать команду на самоходном судне, очень рентабельно и правильно было суда менять на несамоходные. То есть буксир пришел, поставил баржу на выгрузку, взял другую и ушел. Операции были ускорены», – прокомментировал Вирютин.

В кульминационный момент церемонии на всех судах зажгли сигнальные огни – ярко-красные фальшфейеры, которые обычно используются для подачи аварийного сигнала, и зазвучали одновременно корабельные гудки – так громко, что услышал, кажется, весь Омск.

Еще один перфоманс, который не то чтобы украсил, но разнообразил открытие навигации точно – это столб черного дыма со стороны речного порта. Очевидцы сообщили: там горит баржа. К счастью, пожар быстро потушили. Администрация Речного порта и вовсе заявила, что никакого пожара не было, просто так «бурно» запускали двигатель одного из теплоходов.

Тем временем, в «Администрации Обь-Иртышского водного бассейна» рассказали, что за навигацию 2016 года по водным путям Иртышского бассейна было перевезено более 1 100 000 пассажиров как в междугородних рейсах, так и через паромные переправы.

Также было перевезено 7,5 миллионов тонн грузов за прошлую навигацию. Основной костяк этих грузов – это строительные грузы, светлые нефтепродукты, продукция Омского нефтеперерабатывающего завода, которую перевозят в сторону крайнего севера.

С берега Омки за церемонией наблюдали рыбаки, которых тут уже множество

«Туристический сезон для катания на теплоходах начнется, когда установятся достаточно высокие положительные температуры. Пассажирские суда начинают экскурсионную программу, как правило, в начале июня или в конце мая», – добавил Вирютин.

Он также сообщил, что в прошлом году под председательством замминистра профильного ведомства был проведен совет, где было выдано поручение заместителю председателя правительства Ольге Голодец развить сеть туристических перевозок по России.

Дым от фальшфейеров и красные огоньки было видно издалека

Как выяснилось, в связи с этим субъектам РФ была направлена рекомендация разработать туристические маршруты, в том числе и на реке Иртыш, и осуществлять экскурсионные туры. Разнообразие туров, как отметил Вирютин, будет зависеть от спроса и активную работу экскурсионных бюро, в том числе и с иностранцами, которые активно интересуются путешествиями, к примеру, в Тобольск.

«Всего в Обь-Иртышском бассейне зарегистрировано более 4000 судов. Это суда разного класса от больших, которые сегодня были представлены на рейде, до самых мелких суденышек, длина которых составляет не более 20 метров», – рассказали на церемонии.

Самый дальный пункт «путешествий» наших судов – это Обская губа и Карское море.

Что же касается будущего отрасли, то тут основную ставку делают на курсантов-речников:

«Пока будут курсанты – профессия речника будет жить! У нас в городе очень много возможностей для того, чтобы овладеть этой профессией. Несколько учебных заведений, которые их готовят. И обучение многоступенчатое: можно поступить сразу после 9 класса и закончить бакалавриат и даже аспирантуру. Омский институт водного транспорта оказывает эту услугу».