Преподаватель, который ранее занимал высокую должность в правительстве, впервые выступал в новой для себя роли свидетеля и позволил себе перейти с прокурором на повышенные тона. (ИЗ ЗАЛА СУДА)

В Центральном районном суде Омска прошло одно из последних заседаний по делу бывшего чиновника Анатолия Тиля. По версии обвинения, в 2013 году Тиль, работавший тогда главой департамента архитектуры, превысил свои полномочия и без торгов отдал предпринимателям три участка городской земли. В начале следствия прокуратура утверждала, что ущерб от действий бывшего чиновника составил сто миллионов рублей, однако после эта сумма была снижена почти в 7 раз – до 14 миллионов. 

Сегодня, 19 апреля, суд по просьбе защиты вызвал на допрос ещё одного свидетеля. Им оказался почётный гражданин Омской области, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права ОмГУ, заслуженный юрист РФ Александр Бутаков. Мало кто знает, что ранее он также был министром государственно-правового развития Омской области и первым заместителем председателя правительства Омской области. И именно он в 2014 году возглавил межведомственную комиссию, которой мэр Вячеслав Двораковский поручил разобраться с претензиями правоохранителей к Анатолию Тилю.

Бутаков пояснил, что комиссия начала работать 15-16 января 2014 года и осуществляла свою деятельность в течение двух месяцев. 

– Хочу подчеркнуть, что МЭРОМ были введены в комиссию известные и авторитетные люди: депутаты Дмитрий Шадрин и Валерий Кокорин, гендиректор «Стройбетона» Юрий Золотов, замгендиректора «Омскгражданпроект» Лариса Маслова. Также входили юристы, адвокаты и специалисты органов самоуправления, – заявил профессор.

     

Комиссии нужно было выяснить, действительно ли Анатолий Тиль нарушил закон, когда при наличии нескольких заявок на земельный участок для строительства принимал решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающие акты выбора земельных участков в отношении конкретных лиц без необходимого проведения процедуры торгов.

Члены комиссии выяснили, что законодательство предусматривает сегодня два порядка предоставления земельных участков для строительства. Первый порядок – без предварительного согласования. Главная цель здесь – достижение максимальной экономической выгоды. Второй порядок – с предварительного согласования, целью которого является удовлетворение социальной потребности муниципального образования. В этом случае не преследуется экономическая выгода. По словам Бутакова, если гражданин первым заявился на земельный участок, все оплатил, а позже поступили иные заявки на этот участок, то торги проводить не нужно. Право на предоставление земельного участка в аренду получает первый заявившийся. Таким образом, претензии правоохранителей неправомерны.

     

– Комиссия после двухмесячной работы дала соответствующее заключение, и оно, подчеркну, было принято единогласно. Прошло уже больше двух лет. Практика разрешения земельных вопросов как на уровне РФ, так и на уровне субъектов лишний раз убедила меня в том, что выводы комиссии были объективны, – заявил Бутаков.

     

Он заверил суд, что Тиль на него никакого давления не оказывал, и они уже продолжительное время не общались.

Впрочем, у прокурора осталось множество вопросов к Бутакову. Первый его вопрос был следующий: «Какова ваша специализация и входит ли земельное законодательство в вашу специализацию?

«А с кем имею честь говорить?» – спросил Бутаков, пояснив, что у него некоторые проблемы со зрением.

«Дмитрий Казанник, – ответил прокурор. – Ваш бывший студент».

Профессор дал некоторые пояснения по вышезаданному вопросу, но обвинителя они не устроили, и он задал несколько уточняющих вопросов. Его бывшего преподавателя, который, к слову, впервые давал показания в качестве свидетеля, это привело в бешенство.

– Я тебе, то есть Вам говорю, что у нас нет земельной или кадастровой специализации. Есть научная специализация. У меня она универсальная – «Теория государственного права». Я могу быть специалистом в любой отрасли права, потому что знаю понятийный аппарат. Если вы хотите услышать ответ, что я некомпетентен, то выйдите и спросите у любого, и вам ответят, что это не так. Подводить все вопросы под то, что я неграмотен, это некорректно и неправильно, – на повышенных тонах заявил Бутаков.

Профессора также спросили о том, предоставлялась ли ему какая-нибудь информация о практике работы департамента архитектуры и знает ли он о существовании некоторых любопытных писем за подписью Тиля, которые были изъяты в ходе расследования уголовного дела. Бутаков заявил, что не лез в эти дебри и ничего об этом не знает.

На следующем заседании слово дадут самому Анатолию Тилю. Он собирается дать комментарии, в том числе и по поводу этих писем.