Парламентарии постановили «держать вопрос на контроле» до осени.

Сегодня состоялось очередное заседание комитета омского Горсовета по вопросам развития транспорта и ЖКК. Одной из центральных тем стал доклад главы департамента транспорта Алексея Мартыненко о проделанной его ведомством работе.

Чиновник в очередной раз рассказал о вполне общеизвестных вещах (на этот раз – со слайдами). Сокращены 28 транспортных маршрутов, по которым ходило около 500 микроавтобусов; изменены 16 маршрутных схем; расторгнуты договоры с 47 перевозчиками, у которых было в общей сложности 612 маршруток. Для муниципального транспорта запланирован рост пассажирских перевозок почти на 8% с соответствующим ростом доходов. Мартыненко признал, что окончательно победить перевозчиков-нелегалов пока не удаётся и что многие участники рынка идут в суд, но решения принимаются чаще в пользу администрации. В ближайшее время произойдёт расширение системы безналичной оплаты проезда, а в Петербургском университете уже началась разработка новой, усовершенствованной, маршрутной сети.

Последнее обстоятельство сразу вызвало вопросы.

– Почему именно с Петербургским университетом заключён договор? – поинтересовался Игорь Петров. – Ведь у нас есть СибАДИ, например.

Мартыненко объяснил, что Автодор и правда участвовал в торгах, но предоставил не те документы: устав оказался недействующим. В результате СПбГУ остался единственным участником конкурса. Но даже в этих условиях цену удалось снизить с 2 с половиной миллионов до 1 миллиона 950 тысяч рублей.

Даже этот пример экономии не заставил Геннадия Дроздова отказаться от своего традиционного и несколько общего вопроса:

– Что мешало и мешает организовать нормальную схему движения, чтобы горожане не жаловались?

Глава департамента начал объяснять, что изначально маршрутная сеть формировалась хаотически и мэрия не могла на это повлиять, но совсем недавно «правовой вакуум» приказал долго жить, и работа закипела.

– Сейчас маршрутная сеть будет формироваться с учётом пожеланий граждан, – пообещал он.

Глава комитета Виталий Путинцев решил прояснить ещё более принципиальные вещи:

– Алексей Владимирович, – начал он, – вы много говорили об экономии пассажирских предприятий, о заработке. Так всё-таки какая задача для департамента транспорта главная – зарабатывать деньги или организовать транспортное обслуживание горожан?

– Это философский вопрос... – сказал кто-то из депутатов, не включая микрофон.

Мартыненко без «философии» ответил, что главное – это, конечно, перевозка пассажиров, причём «независимо от финансовой стороны вопроса». Большая часть муниципальных маршрутов нерентабельна, но работа всё-таки ведётся.

Далее депутат Заксобрания Валерий Кокорин озвучил (не в первый раз) предложение избавить департамент транспорта от ненужных ему чисто технических функций:

– Департамент должен думать о том, чтобы омичи хорошо и удобно ездили по городу и не обижались на Горсовет и мэрию. А ПАТП должны быть выведены в особое производственное объединение. Сейчас транспорт не выполняет свою социальную функцию: не возит ребят в школы, пенсионеров на рынки не возит, в музеи не возит... Сейчас Алексей Владимирович отчитался – он, конечно, молодец, но радость омичам от его успехов какая?

Покритиковал Мартыненко Виталий Путинцев:

– Сейчас мы не можем понять, в какую сторону нам двигаться, – заявил он. – Может быть, мы должны уменьшить количество муниципального транспорта, чтобы уменьшить суммы, которые приходится платить ПАТП в качестве компенсации? Или наоборот нужно увеличить подвижной состав вдвое, и тогда рентабельность увеличится? Вы нам такую информацию не даёте...

Евгений Сметанин вообще поставил под вопрос «положительную динамику»:

– В чём положительные моменты? – вопросил он риторически. – Эффективность растёт, но только за счёт сокращения. Жалоб от городан стало намного больше: люди дольше стоят на остановках. Если ещё сократить транспорт, эффективность продолжит увеличиваться, но это ли нам нужно делать?

Поговорив, депутаты перешли к голосованию по предложенным дополнениям к решению. По предложению Виталия Путинцева постановили оставить вопрос на контроле в комитете, чтобы к нему можно было вернуться осенью (это будет уже следующий созыв), а по предложению Юрия Федотова порекомендовали мэрии перевести всех перевозчиков на регулируемый тариф – чтобы они «дружненько шли в РЭК и доказывали свои прозрачные тарифы». В целом доклад Мартыненко приняли к сведению. Иных санкций сегодня не ожидалось, к тому же депутаты явно не готовы пока сказать, делает ли департамент транспорта именно то, что должен.