Если не продать эту недвижимость сейчас, мы просто её потеряем, уверены чиновники.

Сегодня в экономическом комитете омского Горсовета спорили о необходимости продажи имущества пассажирских предприятий. Тема оказалась животрепещущей: пламенный диспут между депутатами и чиновниками мэрии растянулся почти на час.

Поводом для спора послужил безобидный вопрос о приватизации муниципальной собственности. Докладчиком выступил глава депимущества Евгений Асташов – он рассказал парламентариям, что из двадцати трёх предложенных к продаже объектов восемнадцать – «второгодники»; в 2016-м их уже включали в программу приватизации, но продать не смогли.

Прошлогодняя собственность, однако, особого интереса депутатов не вызвала. Было понятно, что основная дискуссия развернётся вокруг имущества пассажирских предприятий, так что дептранс заблаговременно подготовил для парламентариев специальный мотивирующий фильм.

Ролик включал в себя подборки фотографий троллейбусного депо на Ватутина и бывшего ПАТП-1 на 10 лет Октября. Текущее состояние зданий было показано в мрачном, почти постапокалиптическом ключе: проломы в крышах, снежные кучи внутри комнат, следы пожаров, взорвавшиеся трубы отопления, сгнившие стены, разбитые окна, грязь, мрак и безысходность.

Кровля административного здания троллейбусного депо протекает уже 4 года, а ситуацию на 10 лет Октября усугубил пожар, пояснил глава дептранса Алексей Мартыненко. Оба здания, по его словам, находятся в настолько плачевном состоянии, что оттуда пришлось даже изгнать арендаторов ради их же безопасности.

Первым от шока, вызванного столкновением с омской реальностью, оправился Виталий Путинцев. Депутат задал прямой и, наверное, важнейший в данной ситуации вопрос:

«А кто понёс ответственность за доведение муниципального имущества до такого ужасного состояния? Прошу только не говорить, что я, мол, недавно на этой должности».

Мартыненко в ответ сообщил, что к ответственности никого не привлекли. Причины произошедшего с административным зданием на Ватутина объективны: после того, как два омских троллейбусных депо объединили в одно, весь персонал переехал на остановку Городов Водников, а на то, чтобы следить за пустующим зданием и своевременно его ремонтировать, в «Электротранспорта» не нашлось денег.

«То есть никто не виноват?» – продолжил гнуть своё неугомонный Путинцев. Однако Мартыненко не дал сбить себя с курса:

«Я для себя понимаю одно: для того, чтобы нам сохранить хотя бы то, что есть, мы должны сейчас принять определённые неприятные решения. Из продажи этих объектов мы сможем извлечь триста миллионов рублей, в то время как сейчас приходится тратить крупные суммы на их содержание».

На часть депутатов аргументы главы дептранса не подействовали. Путинцев предположил, что с транспортом город может попасть в такую же ловушку, как и с детскими садами: сначала пораздавали, а теперь их остро не хватает. А депутат Ефимов поддержал коллегу, спросив, почему нельзя пустить на ремонт прибыль, полученную муниципальными перевозчиками после отмены дублирующих маршрутов.

Потому, что все «муниципалы» Омска пока получили от этой отмены всего 16 миллионов, а на реконструкцию одного зданий на Ватутина требуется 23, пояснил Мартыненко. Кроме того, сейчас денег нет даже на сохранение статус-кво – если не продать сейчас, то через год-два транспортные объекты сильно упадут в цене, а то и вовсе рухнут. А Асташов дополнил, сообщив, что содержать объекты за счёт аренды не получится: перевозчики «снимают» только машиноместа и не хотят брать на баланс всё обветшавшее величие, а для того, чтобы сдать депо под склады, нужно их серьёзно реконструировать. Это сложная и непрофильная для мэрии задача, средств в бюджете на неё нет и не будет.

На помощь представителям мэрии пришёл депутат Юрий Федотов – он предложил тем, кто хочет «подождать», самостоятельно оплачивать хотя бы охрану этих зданий от вандалов. После чего, по его мнению, количество критиков сильно сократится.

«У администрации есть обязательства перед городом, – не согласился Путинцев. – И ни торговля, ни гостиничные услуги в них не входят. А вот обеспечение населения транспортом – прямая обязанность. Почему же мы приватизируем депо, а не рынки или гостиничный комплекс «Иртыш»?

Потому, пояснила Инна Парыгина, что эти депо уже непригодны для использования. Кроме того, их продажа позволит закрыть в бюджете 200-миллионную «дыру», образовавшуюся из-за необходимости удерживать проезд на уровне в 22 рубля. Да и вообще, как можно тратить миллионы на содержание этих развалин, когда у нас в детских садах крыши текут? 

Депутаты комитета, подискутировав, решили оставить «спорные» объекты в списке на приватизацию; теперь это решение предстоит утвердить Горсовету.