В день рождения комсомола ­президент РФ Владимир Путин ­подписал указ о создании «Российского движения школьников», финансировать которое будут из госбюджета. Новая пионерия призвана заполнить идеологический пробел в воспитании современных детей, организовать их досуг и послужить социальным лифтом. На днях губернатор Виктор Назаров заявил, что все омские школы должны участвовать в этом движении, сплотившись под «едиными, понятными целями». А как вы относитесь к этой идее?

Сергей Костарев, независимый эксперт по проблемам окружающей среды:

– Опасность в том, что по Конституции у нас нет государственной идеологии. «Новая пионерия» как процесс вовлечения школьников интересна, если это не идеологическое движение, а созданное по принципу общности интересов, как, например, объединение бойскаутов. С другой стороны, у нас уже есть различные спортивные секции, кружки биологов, экологов и прочее. Просто надо финансировать систему дополнительного образования. А создавать политическую организацию в школе вредно.

Игорь Басов, общественный активист:

– Здесь мы видим непоследовательные действия президента. Прежде чем вводить идеологическое воспитание, надо менять Конституцию. Сейчас идеология запрещена основным законом, так что это шизофрения. Идеология России нужна, но вопрос в том – какая. В целом эти шаги мне непонятны. У нас и так бардак в стране – ещё и втягивать в это детей...

Игорь Антропенко, депутат Законодательного Собрания Омской области:

– Я считаю, эту инициативу необходимо развивать в том числе в масштабах Омской области. Ведь пионерские, скаутские организации, тимуровское движение – все они в свое время имели целью нравственное и патриотическое воспитание молодёжи. Детей учили уважать свою страну, гордиться подвигами ее героев и чтить государственную символику; воспитывали чувства ответственности, ­сопричастности; ­учили ­работать в ­коллективе и помогать тем, кто в этом нуждается. Я прекрасно помню своё пионерское детство: как мы стремились преуспеть в учебе, в спорте. Помню и удивительную романтику походов, песен у костра и пионерской дружбы. Считаю, подрастающее поколение тоже заслуживает подобных воспоминаний и событий.

Геннадий Дроздов, депутат Омского городского Совета:

– Я всецело за то, чтобы советское наследие возродилось. Это было прекраснейшее движение! Молодёжь воспитывала в себе лучшие качества, занималась полезным делом. И если возрождать, то всю цепочку – от октябрят до комсомола. Но ни в коем случае не под эгидой действующей партии власти: они же это важное направление попросту угробят. Отмечу, что КПРФ сейчас уже имеет такие организации, и мы с ними в школах постоянно работаем и занимаемся. Если воссоздавать, то на нашей основе.

Сергей Демченков, завкафедрой русской и зарубежной литературы факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ:

– Исторические аналогии могут быть обманчивы. Нынешняя «Молодая гвардия» – это не комсомол. И «Российское движение школьников», безусловно, не станет пионерией. Сама эта идея мне не близка. Во всяком случае, членство в подобных организациях должно быть исключительно добровольным, а не «добровольно-обязательным», как во времена моего пионерского детства. И участники таких общественных движений не должны получать ­никаких социальных ­преференций по сравнению с теми, кто в них не состоит.

Надежда Никитина, общественная активистка:

– Мне нравилось быть пионером – прививались ответственность, патриотизм, мы с одноклассниками не болтались просто так в каком-нибудь общепите, как это делает современная молодёжь, всегда были заняты делом. Но я боюсь, что сейчас подобной системы выстроить не получится. Не исключено, что на педагогов будут давить, чтобы они принудительно записывали детей.

Сергей Кондаков, общественный деятель:

– Полагаю, что предложенная организация будет пользоваться успехом, если в ней не будет навязанной идеологии, кнута и обязаловки. Дети очень чутки к формализму, фальши и обману. В детях нужно воспитывать личность, а не возвращаться во времена госинкубатора.

Виктор Вайнерман, директор Литературного музея им. Достоевского:

– Нынешние попытки создать или возродить движение, которое ­поможет заполнить созданный в последние десятилетия идеологический пробел в воспитании современных детей, может оказаться конструктивным. Если к тому же он будет подкреплён возвращением литературы в школы в полном объеме, возвращением требования отражать в образовательных стандартах региональный компонент – только тогда нас могут ожидать позитивные перемены в формировании новых поколений.

Елена Чешегорова, специалист по работе с молодёжью «Областного центра патриотического воспитания молодёжи»:

– Я бы не называла «РДШ» «новой пионерией». И пионерия, и комсомол были сформированы не на пустом месте, а на основе возникшего в России IХ века детско-молодёжного скаутского движения. Так что на наших глазах восстанавливается цепь исторической преемственности. Хорошо бы, чтобы организация не «заболела» формализмом, а дала детям то, чего они ждут от детства: ярких впечатлений, настоящих живых дел. Всё-таки систематическое стояние на линейках, впечатанное в нашу пионерскую память, совсем не то!

Алексей Потейко, командир штаба РМОО «ООСО»:

– Эта идея не привнесла ничего нового, так как в большинстве школ и раньше существовали различные ассоциации и организации. Было анонсировано, что все мелкие организации, которые сейчас существуют, не должны исчезнуть – они смогут принимать участие в больших проектах, и у ребят будет больше возможностей для самореализации.