В среду общественник рассказал водителям об их угнетённом и бесправном состоянии.
В первый день весны омский департамент транспорта начал бескомпромиссную борьбу с пассажирскими «Газелями»: утром группа специально обученных сотрудников вышла на дороги города, чтобы ловить неугодные микроавтобусы и выписывать штрафы.
Спустя несколько часов «газелисты» и владельцы более вместительных маршруток собрались в актовом зале Дома Союзов на встречу, организованную Валентином Кузнецовым. Тема была весьма злободневной – организация профсоюза для защиты прав водителей частных перевозчиков.
Для того, чтобы обеспечить своей затее массовость, Кузнецов распечатал и распространил больше тысячи листовок, однако к трём часам пополудни в зал пришло всего три десятка человек. С ними неугомонный общественник и попытался провернуть свою маленькую социальную революцию.
Колхоз – дело добровольное
«Товарищи! – бодро начал Кузнецов. – Я изучил сложившуюся ситуацию и пришёл к выводу, что в ней имеются проблемы».
Для того, чтобы их обнаружить, общественнику пришлось прорваться в Департамент. Получилось это не с первого раза, но Кузнецов начал пикетировать мэрию, и Мартыненко сдался. Включил общественника в состав рабочей группы при дептрансе и дал почитать договоры об аренде, которые перевозчики заключают с водителями-владельцами машин.
В этих документах содержится несколько нарушений, а кое-где они противоречат закону. Владельцы маршрутов занижают стоимость арендной платы и не заключают с водителями трудовые договоры. А без договоров нет ни налогов, ни официального стажа, ни перечислений в Пенсионный фонд. Решить эту проблему можно созданием профсоюза, который заставит перевозчиков оформить всех работников официально.
Водители маршруток перспективу платить Налоговой и Пенсионному фонду восприняли молча – наверное, от избытка воодушевления. Потому первыми на слова Кузнецова ответили те самые перевозчики.
– Постойте, Валентин Николаевич, – возмутился Михаил Фёдоров, – а кто дал вам эти договоры? Там содержатся персональные данные, и я, например, не давал своего разрешения на их обработку и распространение.
– Документы мне показал Кожухов (замглавы Дептранса – прим. БК), потому что я был включён в состав рабочей группы. В любом случае, я только прочитал их и не распространял никакие данные!
– Вообще-то, только что распространили. Например, озвучили стоимость аренды, – донеслось из зала.
С другой стороны подошёл к вопросу Евгений Краморов. По его словам, никто из перевозчиков не стал бы заключать договор, противоречащий законам. Просто положение о лицензировании допускает несколько вариантов взаимодействия между владельцем маршрута и водителем: не только трудовой договор, но и договор на управление транспортным средством. Водитель в результате оформляет ИП, платит небольшой налог, и все довольны.
«Довольны, – признал Кузнецов, – но от этого нарушения не перестают быть нарушениями. Так что хотите – не хотите, а рано или поздно придут надзорные органы и наведут порядок, я вот уже в УГАДН и прокуратуру обратился, чтобы всё проверили. Фиктивные договоры признают ничтожными, и если нарушителями были обе стороны – весь незаконно полученный доход уйдёт в казну государства».
«Включая сам микроавтобус», – едко замечает Краморов.
«Как раз для того, чтобы защитить трудящегося, нам и нужен профсоюз. Отстаивать интересы товарищей, один за всех, и все за одного», – парирует Кузнецов и продолжает: «А если вы индивидуалист и «кулак», то живите так. Силой никто тащить не будет».
Глас трудящихся
Самих водителей в сложившейся ситуации не устраивает многое, однако гнев их, вопреки ожиданиям Кузнецова, направлен вовсе не на «кулаков-перевозчиков». С мест периодически раздаются вопросы о том, как теперь жить: маршрут закрыли, кредит за машину не выплачен, переходить на «Форды» тяжело – они попросту нерентабельны. Кому-то теперь нечем кормить семью, у кого-то без работы осталось сразу несколько сотрудников. В этот момент чутьё прожжённого общественника подсказывает Валентину Кузнецову, что пора сменить тактику.
«Как говорил Владимир Ильич, вчера было рано, а завтра будет поздно. Когда начнут прессовать перевозчиков, профсоюз сможет защитить ваши интересы, отстоять ваши права в судах. Его задача – препятствовать незаконным действия полиции и администрации», – говорит он.
Достаётся и Департаменту транспорта, который Кузнецов называет «коррупционной организацией». Впрочем, после того, как Маслика сменили на Мартыненко, стало получше, пришлось, правда, маленько попикетировать. Но уйти от самого главного вопроса Кузнецову всё-таки не удаётся.
– Так вы за нас или на стороне Дептранса? Поддерживаете то, что «Газели» убирают?» – прямо спрашивает один из водителей.
– Поддерживаю, – честно отвечает Кузнецов.
По его словам, Дептранс предоставляет всем желающим рабочие места. Есть тысяча вакансий, приходи – устраивайся. «Ага, за двадцать тысяч в месяц», – бурчат водители.
После собрания, во время беседы на крыльце Дома Союзов, один из них признаётся, что и рад бы был вместо платы владельцу маршрута отдавать те же деньги государству. Но для этого нужна лицензия на осуществление пассажирских перевозок, получить которую не так-то просто.
Валентин Кузнецов отвечает, что можно же объединиться с другими водителями, вести совместную деятельность. Народ слушает, но начинает постепенно расходиться. Вечереет. Мимо по проспекту Маркса резво проезжает недобитая «Газель».