Омский дизайнер, который на днях открыл собственный Модный дом, заявил, что не желает быть похожим на «типичного ноющего омича».
– Ермек, в наше время многие стремятся покинуть Омск, а вы вернулись сюда из Москвы, причем добившись там успеха. Почему?
– Да, я знаю, что существует такой тренд «покинуть Омск». Не хочу обидеть никого, особенно своих коллег-дизайнеров, но никогда не понимал, зачем многие из них ищут какое-то счастье в Москве и уезжают туда на зарплату 25-30 тысяч рублей.
Ведь больше половины этой суммы уходит на оплату жилья, а еще надо на что-то есть и так далее. Они говорят: «Зато мы в Москве, мы продвигаемся».
Скажу честно, я в Москве зарабатывал от 70 до 100 тысяч рублей в месяц. Для Омска это большие деньги, а для столицы – средние. У меня было индивидуальное приглашение на работу и на учебу. Я поехал только из-за этого.
Вообще, я успел поработать не только в ателье на Рублевке и Доме моды Славы Зайцева, но и учителем ИЗО в омской школе, преподавал в Высшей школе народных искусств.
Почему сейчас я в Омске? Я побывал много где и могу сказать, что Омск – самый коммерчески выгодный город для развития собственного бизнеса. Но, к сожалению, не для реализации здесь продукта.
Поэтому я выбрал Омск в качестве площадки, где мы будет производить изделия. А реализовывать их планируем в основном в других регионах и ближнем зарубежье.
– Почему так?
– К сожалению, в Омске не развита модная индустрия. По факту, у нас первый брендовый модный дом на территории области. В Омске есть много мастерских, дизайн-студий, ателье. Но это не тот уровень.
– А в чем принципиальное отличие?
– Модный дом – это организация, которая предоставляет услуги в полном формате для каждого клиента. Есть ателье, которые шьют только женскую одежду, или только мужскую, или делают изделия из кожи и меха – это определенная ниша.
В Модном доме все подстраивается под клиента – можно и купить готовую брендовую одежду, и сделать индивидуальный заказ на предметы гардероба, текстильные изделия. У нас, например, еще есть ювелирная мастерская. В перспективе – изготовление авторской обуви.
– В Омске в последнее время закрывается много фирм. А вы в этих условиях начинаете. Не страшно, что может не получится?
– Я понимаю, что открываю бизнес в очень нелегкое время, в условиях кризиса, но я не боюсь, потому что чувствую уверенность в себе.
Приведу такое сравнение: когда человек не умеет шить, он не знает, с какого бока подойти к этой работе. Когда умеет – берет и делает. Это мой случай.
У меня нет страхов, потому что я готов работать, и знаю, как это делать. Если я буду стоять на месте и жаловаться, я буду похож на «типичного ноющего омича». А я не хочу быть на него похожим, хотя я коренной омич.
– Как давно к вам пришла идея открыть собственный Модный дом и сложно ли было найти средства на ее реализацию?
– Идея появилась больше года назад, но тогда не было материальных возможностей. Каждый человек, который начинает бизнес, должен понимать, что это довольно затратно – помимо финансовых ресурсов на это уходит еще очень много сил.
Я провел в 2016 году творческий вечер, посвященный 10-летию моей деятельности в сфере дизайна, представил там свою последнюю коллекцию «Рубаи», которую создал, вдохновившись персидским и таджикским национальным костюмом и творчеством Омара Хайяма.
После этого я решил, что самое время двигаться дальше и объявил о намерении отрыть Модный дом под брендом KHAPIZOV ERMEK.
Предпосылкой к открытию стала моя победа на городском конкурсе грантов. Я получил грант как предприниматель на сумму 386 тысяч рублей, и плюс к этому практически в два раза больше я внес собственных средств.
Деньги потребовались для аренды помещения, покупки мебели и оборудования, оргтехники и так далее.
– Скольким омичам вы смогли дать работу?
– У нас в штате 2 ювелира, 2 портных, я и еще один дизайнер. Конечно, это не случайные люди. Это люди, которым я доверяю, с которыми я уже работал и которые хорошо зарекомендовали себя.
– Я правильно понимаю, что вы оставляете творчество, выпуск коллекций и занимаетесь теперь частными заказами?
– Нет, коллекции мы будем выпускать 2 раза в год обязательно: сезон «Весна-Лето» и сезон «Осень-Зима». Первая коллекция, скорее всего, будет уже этой весной. Место презентации мы пока не определили.
Осенью мы планируем принять участие на неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia в Москве или Mercedes-Benz Fashion Week Almaty в городе Алматы в Казахстане. Также будет представлена коллекция на Всемирной торговой выставке «Экспо-2017».
– Раз мы говорим о моде, скажите, насколько, на ваш взгляд, омичи – модные?
– Есть много омичей вкусно и стильно одетых. И это меня очень радует. А вот одетых модно, к сожалению, мало. Если у нас получится сделать Омск моднее, мы будем рады.
Кстати, мы планируем проводить бесплатные лекции на тему моды и модных тенденций.
– Что вас вдохновляет на создание новых моделей?
– Каждый из нас возвращается к собственным истокам. Я чаще всего возвращаюсь к истокам казахским. Также я обращался к японскому костюму, арабскому, турецкому, персидскому, таджикскому. Пока я хожу по восточной группе национальностей. Возможно, в перспективе я обращусь к славянской и европейской культуре.
– Вы создаете успешные коллекции с 14 лет. А кто был первым человеком, который научил вас шить? Мама?
– Нет, она умеет шить, но очень не любит это дело. Я учился у разных людей, посторонних. Например, в 7 лет я подошел к одной женщине на Хитром рынке, которая продавала кофточки, прихватки и другие изделия, которые сделала сама, и попросил ее научить меня вязать.
Потом ходил к ней полгода по выходным и учился. То есть интерес был с детства, но это было просто хобби, а потом я решил сделать это своей профессией.
– Сейчас вы номинированы на премию «Народный герой». Чья это была инициатива?
– Заявку подали поклонники моего таланта. Мне пришло письмо на электронную почту, где меня попросили прислать фото моих работ и написать немного о себе. Я это все отправил.
Потом экспертный совет во главе с губернатором выбрал 5 из 32 кандидатов в номинации «Талант». Я попал в эту пятерку.
– Что вы знаете о соперниках, и как сильно хотите стать победителем?
– Я, конечно, хочу стать лауреатом премии «Народный герой» и надеюсь, что омичи меня поддержат.
Из тех, кто номинирован вместе со мной, мою самую большую симпатию вызывает бабушка, которой 91 год, а она еще рисует картины и пишет стихи. Внутренне мне было бы не обидно уступить этому человеку, потому что я очень уважаю взрослых людей, тем более такого почтенного возраста.
– А есть у вас уже планы на далекую перспективу? Скажем, чем планируете заниматься лет через 10-15?
– Я хотел бы уйти в науку. Написать диссертацию по дизайну и моде. У меня уже есть несколько публикаций, хочется развить эту тему.
Творческих людей довольно много. А в дизайне как науке специалистов не хватает. Хочу это исправить.