Но на вопрос Мартыненко «Откуда деньги?» ответа не дали.

Сегодня, 30 января, в пресс-центре газеты «Аргументы и Факты» прошел круглый стол под названием «Ценовые войны: омский транспорт сражается за свое существование». У слушателей, впрочем, сложилось такое ощущение, что омский муниципальный транспорт и частные перевозчики сражаются не «за», а «против» существования друг друга.

Так, внезапное понижение стоимости проезда в маршрутках до 20 и 22 рублей директор департамента транспорта Алексей Мартыненко в открытую назвал демпингом и подчеркнул, что законных методов снижения цен в данном случае быть не может. Он напомнил, что ранее те же перевозчики требовали установить стоимость проезда в районе 30-35 рублей. 

«Снижение стоимости проезда – это стремление подорвать работу муниципального транспорта и легальных частных перевозчиков. В глазах этих людей горит только жажда прибыли. Перевозчики устраивают саботаж, демпингуют, злоупотребляя доверием граждан. Но надо понимать, что снижение стоимости проезда на некоторых маршрутах обусловлено либо тем, что перевозчик работает в ущерб себе, а значит, эта «акция» ненадолго, либо перевозчик экономит на техническом состоянии транспорта, либо нарушает трудовое законодательство, платит серую зарплату и так далее. Откуда иначе деньги?» – прокомментировал Мартыненко.

Перевозчики, в свою очередь, ответили на обвинения в демпинге «по-своему». Все до единого присутствующие наличие «ценовых войн» как таковых отрицают, правда весьма неубедительно. Ну а в качестве реальных причин снижения цены в маршрутках называют следующие.

«Ценовых войн нет, – отметил глава СРО «Омские перевозчики» предприниматель Владимир Геворгян. – Это все журналисты придумали. У перевозчиков свои причины снижать цены. К тому же, что получается: «АвтоСиле-55» демпинговать можно, а остальным нет? Да, потому что она покрывается определенными лицами заинтересованными, поэтому ей вне конкурсов все достается».

«Цена проезда – личное дело каждого перевозчика, – присоединился к нему коллега Андрей Хомишинец. – Рынок есть рынок. Мы исходим из своих затрат и интересов. Все же знают из курса экономики, что снижение цены приводит к увеличению выручки. У перевозчиков те же экономические интересы».

«Снижать или не снижать тариф – это решение каждого. Так или иначе, автобусы ходят пустыми, а в маршрутках всегда есть народ», – присоединился к комментарию Виталий Торопов, руководитель компании «Парк-Авто».

Еще одним болезненным «сюрпризом» для перевозчиков стало заявление Мартыненко о том, что уже к осени все маршруты в Омске станут регулируемыми и у них больше не будет возможности устанавливать стоимость проезда сколько пожелают – тарифы придется защищать в РЭК. Сколько бы ни длились «ценовые войны», там они и закончатся.

В целом после круглого стола осталось впечатление, что «войны» продолжатся, причем не только на ценниках за проезд, но и в судах, на всевозможных заседаниях и комитетах, а также в информационном поле. Несмотря на то, что в ходе мероприятия не раз была упомянута умная мысль о том, что в принятии решений нужно отталкиваться от интересов пассажиров, крестовый поход против маршруток, вероятно, при победе любой из сторон закончится тем, что омичи проиграют.