«Путь к справедливому формированию средств капремонта открыт», – сообщил председатель правления Общества потребителей в сфере ЖКХ в статье на тему «Капитальный ремонт: что осталось позади скандалов?».

Еще раз убедился, что, не в обиду журналистам, они, пребывая на больших публичных мероприятиях, видят только внешнюю сторону – споры, скандалы, а главное проходит незамеченным.

В четверг состоялось очередное заседание Законодательного Собрания Омской области. Смотрел все основные ресурсы – повсюду с разной степенью юмора и профессионализма спор профильного министерства с Владимиром Алексеевичем на предмет объемов леса, который люди могут приобретать по пониженной цене. Не буду вмешиваться в тему, мне не известную (хотя очевидно, что проще всего внести дополнение в сам текст положения о выделении леса, как это делают в сходных случаях в Минтруда – ограничить срок строительства (ремонта) дома, указать о проверке через какой-то срок и о требовании возместить по рыночным ценам стоимость леса, если человек вместо ремонта продал стройматериал).

Всем интересны скандалы. И ни одной строчки о хорошем – о знаковом решении депутатов – печатать квитанции для домов, формирующих фонд капитального ремонта обособленно от общего котла на специальных счетах домов!Три года общественность, Общество потребителей в сфере ЖКХ добивалось этого. Теперь путь к справедливому формированию средств капремонта – оплате жильцами ремонта своего дома – открыт.

Сначала для интересующихся формальная формулировка: «Внести в статью 18 Закона Омской области от 18 июля 2013 года № 1568-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области» изменение, дополнив ее пунктом 10.2 следующего содержания  (это обязанности Фонда капремонта – примечание автора):«10.2) обеспечение представления платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, ведение учета средств, поступивших на специальный счет в виде взносов на капитальный ремонт, в случае выбора регионального оператора лицом, уполномоченным на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, в соответствии с частью 3.1 статьи 175».

За этим кратким абзацем скрывается большой смысл – исключена преграда для добросовестных собственников помещений формировать фонд капремонта своего дома. Дело в том, что изначально, к сожалению, жильцы оказались а неравном положении, что противоречит Жилищному кодексу РФ: кто на общем котле – им печатали квитанции в Фонде капремонта, а кто на спецсчетах – выкручивался кто как может.

Не удивительно, что Омская область по количеству домов со спецсчетами идет в хвосте общероссийских показателей. Вообще, наибольший показатель домов со спецсчетами там, где велась разъяснительная работа и созданы условия: 61% жильцов в Костромской области и Удмуртии, 34% в Белгородской области, 25% в Тверской области выбрали спецсчет, в сибирском регионе – это Новосибирск – около 10%.
 
В Омской области домов со спецсчетами, владельцем которых является региональный оператор (мы не плюсуем сюда дома со спецсчетами ТСЖ, что само по себе весьма неумно с финансовой точки зрения) – 370 штук, или 4,5%, что в полтора раза ниже, чем в Красноярске, где таких 577 домов.
 
Вместе с тем не нужно думать, что у нас одних все так плохо – в Ленинграде домов со спецсчетами ненамного больше – 6,3% (хотя там даже субсидии выдаются), в Челябинске – 498 домов (но там общее количество домов в два раза больше, чем в Омской области, то есть процент примерно равный).

Три года назад, когда Общество потребителей обратилось к губернатору и депутатам о необходимости оказать содействие добросовестным, ответственным собственникам помещений, которые хотели бы ухаживать за своим жильем, поддерживать его в надлежащем состоянии, нами ставились три вопроса. (Все написанное здесь не снимает моего общего неприятия данного закона № 271-ФЗ – с чего ради я должен спрашивать какого-то чиновника, как ремонтировать свой дом, а закон это делать заставляет). Сегодня с радостью можно сказать, что все они решены, в чем заслуга лично Губернатора Омской области В.И. Назарова, курирующего заместителя С.Г. Гребенщикова и депутатов Законодательного Собрания Омской области.

1. В Омской области срок перехода с общего котла на спецсчет сокращен с 1 года (это общий срок по Жилищному кодексу) до 4 месяцев (чтобы было понятно – на момент рассмотрения жалобы по закону о капремонте в Конституционном суде РФ в феврале 2016 года только 26 субъектов федерации вообще сократили срок, причем далеко не все – до 4 месяцев).

2. В Омской области перечень работ, который собственники могут определить для себя на домах со специальным счетом – самый обширный в России (по крайней мере, больше я нигде на сайтах областных фондов не нашел). Кто хочет ознакомиться с полным списком разрешенных работ на спецсчетах и на общем котле, они перечислены в статье 15 областного закона.

Мало кто знает, чего нам стоила эта победа над тупостью и косностью отдельных чиновников, одержанная ровно год назад, но сегодня можно оборудовать спортплощадки, детские игровые площадки, ограждения дворов и т.д. (это очень важно для новых домов, где до этого жильцы вообще не понимали – почему они должны сдавать какие-то взносы). Только за последнее время депутаты внесли два правильных дополнения: теперь можно ремонтировать мусоропровод, а с февраля 2017 года принято предложение депутатов Черлакского района – статья 15 областного закона дополнена возможностью ремонтировать децентрализованную канализацию – разного рода выгреба, резервуары, что важно для сельских муниципальных районов.

3. Дольше всего решался вопрос о квитанциях, который в начале пути мне представлялся наиболее простым. Прямо сказать, вопрос о печатании квитанций наталкивался на леность чиновников, которым придется еще чего-то делать, и они до последнего сопротивлялись, придумывая разные причины.