Очередная монетизация льгот получила неоднозначные оценки.

Одной из центральных тем на сегодняшнем заседании комитета Заксобрания Омской области по социальной политике стало положение сельских учителей. Депутат Андрей Алёхин выступил с предложением внести изменения в законодательство, касающееся социальной поддержки педагогов.

– Мы 30 ноября приняли закон о замене мер социальной защиты на ЕДВ (единовременную денежную выплату – БК55) в 2300 рублей, – напомнил Алёхин собравшимся. – И педагогическая общественность, узнав об этом, возмутилась. Мы подали эту меру в хорошей упаковке, говоря, что повышаем уровень социальной поддержки, но теперь, когда я вижу, реакцию, меня берёт сомнение. На мой взгляд, власти просто решили сэкономить.

Упомянутая ЕДВ призвана уже с 1 января заменить ранее бесплатные для сельских учителей отопление и освещение. По данным Алёхина, это неравноценная замена:

– Все педагоги обращаются с предложением эту меру отменить. Я сам был в ряде районов, и я знаю, что плата за отопление в ряде случаев составляет 4, 5, 7, даже 10 тысяч рублей. И в наихудшем положении оказались, конечно, пенсионеры, поскольку пенсии меньше, чем зарплаты. У нас есть трёхсторонняя комиссия, и она оказалась в стороне от принятия важнейшего закона, который касается десятков тысяч наших избирателей! Поэтому я предлагаю отменить этот закон.

– Чем вас не устраивает формат «круглого стола»? – спросил Владимир Половинко.

– «Круглый стол» надо было устраивать до принятия этого закона, – заявил Алёхин немного раздражённо. – А то мы отобрали льготу, это вступает в силу уже с 1 января, а теперь будем сидеть, что-то слушать, долго обсуждать... Сейчас мы сельских педагогов просто ограбили!

Тут в дискуссию вступил Юрий Шаповалов – и аргументы у него были довольно своеобразные:

– У нас есть, конечно, недовольные, но ведь отменять закон через месяц – это несолидно и неправильно! А то скажут: «Там шалопаи какие-то сидят...». Это решение принято, и оно должно остаться без изменений. Ну ситуация такая в стране!

О поддержке Алёхина заявили Василий Архипов и Константин Ткачёв. Последний был довольно высокопарен:

– Кодекс о социальной защите очень похож на кодекс чести. Каждый из нас получил письмо от профсоюзов – это настоящий крик о помощи. Заметьте: они не просят увеличить финансирование – им нужно, чтобы мы не ухудшали их и так трудную жизнь. Поэтому не отменить новый закон было бы неэтично, непорядочно.

Но у главы комитета Вадима Бережного другое мнение по этому вопросу. Он рассказал собравшимся о решении суда в Иркутске, согласно которому, мнения профсоюзов должны учитываться только при принятии нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность. Это означает, что процедурные вопросы были соблюдены. И с реальными последствиями нового закона ситуация, по словам Бережного, совсем другая:

– Вы не боитесь, Андрей Анатольевич, – обратился он к Алёхину, – что после отмены закона 17 000 учителей, которые получили деньги, предъявят вам претензии из-за того, что вы защитили 3000, которые получили ограничения?

Бережной уверен: некоторые учителя явно злоупотребляли своим правом на бесплатную «коммуналку», отапливаясь электричеством, а теперь развили активность, чтобы не терять льготу.

– Обратите внимание, – заметил он, – все обращения написаны под копирку. При этом от большинства педагогических организаций были получены письма с выражением благодарности.

Алёхин в ответ заметил, что закон об образовании предполагает погашение государством всех коммунальных платежей для сельских учителей, а понижать уровень социальной поддержки запрещено. Но старший помощник областного прокурора Евгений Завражнов сообщил, что прокуратура не видит здесь никаких нарушений.

В итоге депутаты проголосовали за отзыв инициативы Алёхина. При необходимых шести голосах набралось именно шесть. Впрочем, депутат-коммунист ещё до голосования заявил, что в любом случае предложит свою инициативу на пленарном заседании Заксобрания.