Разруливать ситуацию пришлось заезжим омичам.

Ранним утром среды в Калачинск прибыл глава общества по защите прав потребителей в сфере ЖКХ Александр Лихачёв.

 

Зачем? Этим вопросом задавалась группа лиц, которую неугомонный общественник утащил с собой в степь и холода: представитель Госжилинспекции Александр Новохов, замглавы фонда капремонта Кирилл Масан и начальник сметно-технического отдела того же фонда Сергей Верёвкин. Немой вопрос «Что мы здесь делаем?» отчётливо читался на их лицах.

 

«А вы догадайтесь», – как бы отвечал Лихачёв.

 

 

Часть первая, в которой приоткрывается завеса

 

Пролить на тайну немного света удалось в ходе первого запланированного мероприятия. На встречу с приезжими знаменитостями в кабинет заместителя главы района Александра Маслова пришли старшие по домам и просто активные горожане.

 

 

Обеспокоенные калачинцы поделились с приезжими наболевшим – проблемами в сфере ЖКХ. Оказалось, что в Калачинске привычные омичам проблемы приобретают иной раз гипертрофированные черты.

 

Так, если сосед не платит за коммуналку, – то просто так отключить его не удастся. «Мы отключили электричество – они включили, перекрыли газ – они врезались в трубу, опять перекрыли – снова врезались, перерезали провода – те их назад прикрутили». С таким упорством в Москве бы сидеть, выбивая для Омской области налоговые преференции – но нет, неизвестные гении бездарно пропивают свой талант где-то на просторах Калачинска.

 

«Участкового вызвать! Нет, нужно пустить газ в обход квартиры! Протянуть трубу по стене! И электричество!» – наперебой советуют собравшиеся.

 

 

Другой важной проблемой оказались акты о возможности установки общедомовых тепловых счётчиков. И по тому, как воодушевляется при их обсуждении Лихачёв, становится понятно: истина где-то рядом.

 

Часть вторая, в которой излагается фабула повествования

 

Влияние бюрократии на жизнь современного россиянина отрицать сложно. Так и здесь: раз у жильцов есть возможность поставить счётчики (акты свидетельствуют!), но нет желания – тариф волшебным образом повышается на 40 процентов. Такова воля государства, желающего «кнутом и пряником» приучить горожан к экономии.

 

 

Горожане бунтуют, возмущаются и зовут на помощь разных общественных деятелей; некоторые и не против бы поставить счётчики, но для начала хотят вернуть «переплаченные» деньги: повышенный тариф действует на них с лета. Ведь акты, по мнению калачинцев, являются фальшивками.

 

«В акте говорится об обследовании подвала. Единственный ключ от двери – у меня, а я туда никого не пускала», – сообщает одна из старших по дому.

 

Сомнение вызывают также подписи. Люди, чьи инициалы красуются под актами, утверждают, что в глаза их не видели. Печальная, но типичная история. Заместитель главы Калачинского района Александр Маслов предлагает жителям решить проблему через суд – но те не хотят: это долго, приостановки процесса, экспертизы. А повышенный тариф тем временем продолжит «капать».

 

 

Решение должно прийти каким-то более простым путём, считают жители. Потому и возлагают столько надежд на эту встречу.

 

Часть третья, содержащая в себе неожиданную развязку

 

Столкновения с реальностью эти мечты не пережили: на встрече с жильцами двух «бунтующих» домов Лихачёв первым делом отметил: добротные постройки, никаких причин не ставить сюда счётчик быть не может.

 

 

«Вы же сами первым делом ощутите экономию, – отмечает общественник – процентов 15 в панельном доме и все 20 – в кирпичном».

 

Тепловой счётчик – это, конечно, удовольствие не из дешёвых. С установкой его стоимость потянет на полторы сотни тысяч, но если разбить по квартирам – выйдет не так много, кроме того – полгода «повышенного тарифа» всё равно будут дороже.

 

 

Другой выход из ситуации предложили сотрудники Фонда капремонта: перевести дома на спецсчёт и оплатить установку счётчиков оттуда. Правда, после этого придётся самостоятельно вести учёт платежей, разносить квитанции, а также бороться с неплательщиками (которые – мы помним – в Калачинске могут вытворять всякое). 

 

О проблемах, ожидающих на тернистом пути сбора платы за капремонт, калачинцам рассказали сотрудники одноимённого фонда. Трудностей хватает: так, многих владельцев квартир попросту нет в списках Росреестра, потому присылать им квитанции затруднительно. Отдельная головная боль – борьба с неплательщиками: можно перекрыть должнику горячую воду, электричество или, например, канализацию – но как перекрыть капремонт?

 

 

«Отсутствие карающего механизма разлагает общую дисциплину», – отметил Лихачёв. На этой позитивной ноте комиссия и отбыла обратно в Омск.