Известный омский архитектор прокомментировал появление «новой старой» должности и пояснил, почему Омск – большая деревня.

Сакен Шайхислямович, губернатор Виктор Назаров по поручению Президента РФ назначил главного архитектора Омской области. Им стала Елена Михеева. Должность же существовала до 2006 года. Как считаете, почему ее возродили? Насколько она необходима нашему региону?

– Необходима архитектурная политика. А для бутафорского назначения без фукционала и инструментов эта должность ничем не поможет и не повлияет. Наверху озвучили тему, на месте отчитались – области ни холодно ни жарко.

Недавно в Омске прошёл третий общегородской форум «Омск – город, где я хочу жить». На нем горожане отметили, что современным строителям лишь бы получить свои «метры» и прибыль, а о внешнем облике зданий они не заморачиваются. Что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию?

– Так было и будет. Нет общественного диалога. Чаще всего это на совести исполнителя проекта. Хотелось сказать про то, что не всегда архитекторы с большим опытом работы занимаются проектом домов. Но встречаешь проекты уже немолодых товарищей. Просто бессовестная работа за деньги.

Как вы прокомментируете мнение столичного урбаниста Ирины Ирбитской, которая назвала реконструированную улицу Чокана Валиханова странной и не мобильной?

– Улица интересная. Немного искусственная. Она как театр – не сразу появляется  лицо, стиль. Думаю прирастет.

Омский архитектор Олег Фрейдин на публичных слушаниях по изменению правил благоустройства предложил предусмотреть установку прозрачных строительных заборов. Такие  применяются во многих городах. «Я бы вообще запретил вопрос о запрете глухих ограждений на территории города, кроме тех случаев, когда это необходимо правилами безопасности. Для многих приезжих людей Омск – это город-забор», – сказал он. Как оцениваете предложение?

– Это один из вариантов. Создание забора требует внимания специалиста-архитектора. Это бесспорно. В каждом случае – свое решение.

Как вообще оцениваете современный облик Омска ?

– Есть отдельные сюжеты. Но как город, по сравнению даже с соседними регионами, он не живет. Это большая деревня. И психологический фон соответствующий.

– В Омске достаточно талантливых архитекторов или все уже мигрировали?

– Никто особо не уехал. Они сегодня безработные. Или заняты работами, на городскую среду особо не влияющие. Сегодня город рисуют политиканы, юристы, домохозяйки, техники-архитекторы. Архитекторы кажутся дорогими в нашем городе, в них не нуждаются. И ВСЕ законы говорят, что архитектура как вид деятельности не нужна. Только некоторым «маргиналам», еще не забывшим об ее существовании.

– Бывший архитектор Омска Альберт Каримов сказал: «Талантливым должен быть не только архитектор, но и заказчик.» Согласны с этой фразой, можете ее прокомментировать?

– Согласен. Про этих «маргиналов» написал выше. Остальные в Омске – хозяйственники. Им кажется экономия на архитектора сегодня полезна. На самом деле посмотришь готовый проект – без комментариев. Ужас, да и только. Дороговизна на этапе реализации. На талантливых заказчиков, которые слышат архитектора и НАДЕЖДА.  

– Светлана Шевченко, заслуженный архитектор России, заместитель главного архитектора Омска в своем интервью отметила, что профессия архитектора никогда не была такой беззащитной перед законом, как сегодня. Согласны?

– Профессия – да. На самом деле, если оставить наше общество без этой профессии, ничего не изменится. Стране нужны только чиновники для бития населения. Первопричины бития не интересны. Уровень образования архитекторов – вопрос отдельный и важный. Это бизнес. Уровень ответственности архитекторов перед обществом снят с повестки. Только бизнес.  Департамент архитектуры и главный архитектор не для городской среды. Такова строчка закона, господа. Это номенклатурный статист по сегодняшним меркам. При Каримове А.М., при тех законах, были возможны попытки дать решения по архитектурным вопросам.

Сегодня в Омской организации Союза архитекторов более 100 членов, пятеро из них – заслуженные архитекторы РФ, 13 – почетные. Чем они занимаются в рамках этого объединения?

– Союз способен говорить об архитектуре, высказывать мнение по отдельным вопросам. Напоминать о существовании такой профессии. Если ООСАР изчезнет, то ничего не изменится. Совести в городе станет меньше. И всего-то. С остальным разберутся чиновники по поручениям, депутаты от народа и народ, преследующий шкурный интерес.

Что вы думаете о юбилейных стройках? Почему многие объекты, заявленные к 300-летию, перенеслись на более длительные сроки?

– Все было так и задумано. В правительстве сегодня нет видимой программы. Компанейщина и есть единственный способ привлечь финансовые рычаги для последующего дележа. А там почти ничего не остается для собственно организации строительства. Корова поглощает траву, потом отрыгивает и разжевывает. Жуем и будем жевать, господа! С наступающим Новым годом! Может, жареный петух кого-нибудь из тех, кто делает из города Омска отстойник, и клюнет. Ждите новостей.

Справка:

Сакен Шайхислямович Хусаинов – «Почётный архитектор России» (2007), доцент кафедры АКП СибАДИ, соучредитель общественной организации «Халык жолбасы «Шокан жолы», профессор МААМ (Отделение международной академии архитектуры в Москве). Член Союза архитекторов России (САР) (1994); член правления ООСАР в разных составах; первый заместитель председателя правления Омской организации САР (2011-2012). В 2012 г. в Москве избран членом Центрального правления САР.