Новый директор департамента транспорта признался, что тучи над муниципальным транспортом сгущаются, и поделился мыслями по поводу цивилизованности рынка пассажирских перевозок, монетизации льгот и перекраивания маршрутной сети.
– Алексей Владимирович, почему согласились на, мягко говоря, непростую должность, ведь проблемы в сфере транспорта застарелые? Некоторые вам даже сочувствуют...
– Есть определенная гражданская позиция, которой я придерживаюсь: нельзя оставаться в стороне, когда видишь, что происходит в отрасли, которой отдал уже немало лет. А я в ней с 1997 года. Наблюдать за ее развалом неправильно. Оснований для отказа у меня не было. Почему назначили именно меня – об этом лучше спросить у Вячеслава Викторовича Двораковского. Могу лишь предполагать, что назначение связано с устойчивой, стабильной работой ПП № 8, которым я руководил.
– Кстати, ваши сотрудники на вас жаловались еще на имя Маслика. Писали, что вы заставляете всех в голубых рубашках ходить, за любые нарушения штрафуете. Как можете охарактеризовать свои методы управления – больше кнутом, чем пряником?
– Мой алгоритм действий основывается на конечном результате. Я ставлю задачи для себя и коллектива всегда амбициозные по той причине, что если планку человек занижает – не добивается результатов. Муниципальные предприятия живут в ситуации жесточайшего кризиса. Поэтому если мы поставим своей задачей выжить, возможно, выживем. Или нет. А если поставим задачу развиваться, то как минимум будем жить, как максимум – развиваться. Как руководитель я требователен. Но чувство справедливости у меня обостренное.
Так, мы в свое время разрабатывали совместно с персоналом положение об оплате труда. Все работники с ним знакомились, мы проводили совещание с трудовым коллективом и возражений с его стороны не было. Если установленные критерии нарушаются, снижается размер начисления премии, она же просто так не дается. При трудоустройстве в отделе кадров также знакомят со всеми правилами внутреннего распорядка. В критериях не только, как вы сказали, про рубашки. Там под запретом разговоры по сотовому телефону и курение во время движения, опоздания на работу и другие. То есть все они направлены на повышение качества обслуживания пассажиров и безопасность перевозок. Адекватный, здравомыслящий человек соблюдает их. Или наказывает себя сам. Начальник подразделения не влияет у нас на зарплату работника, работник сам ее формирует. Есть часовая тарифная ставка, отработанное время и критерии оценки. Я считаю никаких перегибов в этой части не было.
– Как вы оцениваете прошедшую неделю, что удалось сделать?
– В первый день после назначения я приехал на заседание в Горсовет, чтобы депутаты не отменили Решение Городского совета № 99, которое разработано и принято в целях социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска.
Действия, направленные на отмену мер социальной поддержки, неизменно приводят к росту социальной напряженности в обществе. Считаю, что депутаты приняли правильное решение.
Также уже предварительно проведены переговоры с представителями СИБАДИ по формированию маршрутной сети, мы сократили сроки – оговорили, что сделать они могут это за полгода, а не за полтора, о которых раньше шла речь. Соответственно, сумма оплаты сократилась. Но это будет аукцион, естественно. Если сформируем адекватную маршрутную сеть, это будет фундамент для всех перевозчиков – муниципальной и немуниципальной формы. Тогда сможем осуществлять цивилизованные перевозки.
Также есть договоренность совместно с ГИБДД с 1 декабря провести месячник-конкурс среди муниципальных предприятий по безопасности движения. По итогам наградим победившие предприятия. Трамвайное и троллейбусное депо тоже примут участие. В декабре ожидаются неблагоприятные погодные условия, снегопады, что может привести к увеличению числа ДТП. Вот и решили в целях заботы о пассажирах провести такой конкурс.
Администрация города Омска уже выделила 25 миллионов на погашение задолженности муниципальных предприятий. Устойчивость работы муниципального транспорта – приоритетная задача для нас.
– К теме о планах перекроить маршрутную сеть: кто-нибудь пытался провести опрос, узнать мнение самих пассажиров до того, как составить список маршрутов, которые будут ликвидированы? Являются ли они действительно дублирующими?
– О том и речь, что последнее изучение пассажиропотока было в 2008 году. После этого никто с научной точки зрения к разработке маршрутной сети не подходил. А ведь у нас, например, построены новые микрорайоны, схемы движения изменились. Принципиально нужно поменять схему, чтобы не отдавалось предпочтение ни муниципальным предприятиям, ни представителям коммерческой формы собственности. Мы – за цивилизованные перевозки, направленные на создание равных благоприятных условий для перевозчиков и, как следствие, повышение качества услуг для пассажиров.
– Частные перевозчики весьма эмоционально заявляют по поводу отмены некоторых маршрутов: «Я брал десятки миллионов кредитов на автобусы. И тут какие-то заявления: «Уберем из центра всех частников, дублирующие маршруты, главное – сохранить муниципальный транспорт». Что теперь мне – в петлю лезть?» Что вы можете им ответить?
– Мы сейчас подходим к апогею этой проблемы. Решение об отмене 27 дублирующих маршрутов принято не вчера. Частных перевозчиков известили за полгода до отмены, это был июнь 2016 года. До настоящего момента перевозчики достаточно спокойно себя вели, наверное, считая, что произойдут какие-то изменения...
– Если не считать судебных исков...
– В настоящее время закон находится на стороне департамента транспорта и администрации. По моей информации в настоящий момент нет ни одной отмены этих решений. Мы прекрасно понимаем ситуацию. Если эти 27 маршрутов убрать и не компенсировать их жителям Омска либо муниципальным транспортом, либо другим, они пострадают. Потому с декабря планируем увеличить программу перевозок муниципальных предприятий.
Что касается предпринимателей... В настоящее время проводятся конкурсы по 8 маршрутам. Почему они не могут участвовать в них как добросовестные перевозчики? И на законных основаниях получить маршруты? Им никто не мешает. А создавать негативную обстановку не совсем корректно: многие из них злоупотребляют, настраивая пассажиров против дептранспорта и администрации. Все признают, что магистрали перегружены, что муниципальный транспорт нужен (на вашем сайте БК55, кстати, по результатам опроса за это 68 процентов высказались). Я не могу поддерживать только муниципальный транспорт или частников, моя задача как руководителя департамента создать равные условия, чтобы муниципальные предприятия были конкурентоспособны коммерческим. Но при этом они должны находиться в одном правовом поле. Бытует мнение, что муниципальные предприятия, которые выполняют требования законодательства, неэффективны. А есть недобросовестные частные перевозчики, которые нарушают закон, не платят налоги и в полном объеме зарплату открытым способом, не проходят медконтроль, но считаются результативными. При этом 600 миллионов налогов приносят в казну МП, и 14 миллионов – «частники», которые осуществляют 70% объема пассажирских перевозок... Парадоксально.
Моя задача – создать в правовом поле всем перевозчикам равные условия, я против нечестной игры. Необходимо обсуждать, как правильно работать с 220 законом.
– Вам не кажутся завышенными критерии, заявленные для оценки участников конкурса по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Омской области? Шкала оценки без вас создавалась, создается ощущение, что приоритет отдан техническому оснащению, а стаж, профессионализм уходят на второй план...
– Мы говорим, что в городе магистрали переполнены. Затруднено движение. Но при этом нужно оставить автобусы малого класса. Для какой тогда цели? Мы сами создали себе проблемы, и их решать не хотим. Те критерии, которые прописаны в шкале оценки, в первую очередь направлены на то, чтобы подвижной состав был более новый и вместительный. Это гарантия безопасности. Поэтому это константа, которая даже не обсуждается.
– Вы заявили в прессе, что коррупции в вашем ведомстве нет. Почему в этом уверены? Кто то проводил проверки?
– В СМИ некорректно преподнесли информацию. Мне задали вопрос: есть ли коррупция в департаменте транспорта? Если дословно процитировать мой ответ, он звучал так: «Фактов выявления коррупции в департаменте транспорта нет». Ключевое слово – фактов. И как может человек, который работает первый день, дать объективную оценку? Мы посмотрим на тех работников, что трудятся в департаменте транспорта. Перед каждым будет поставлена задача. Те, кто добросовестно выполняют свои обязанности, будут работать дальше. В противном случае – расстанемся.
– Вы не планируете заняться вопросом монетизации льгот? За последние восемь лет государство выделило на перевозку омских льготников 4 млрд рублей. Есть мнение, что сейчас действует коррупционная схема прокачки бюджетных миллиардов через чиновничьи МУПы, так как 40 процентов омских льготников сознательно отказались от подобного рода «услуг» муниципального транспорта, а деньги то выделяются...?
– Вопросы предоставления мер социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области», относится к компетенции министерства труда и социального развития Омской области. Деньги перечисляются МП за каждого перевезенного льготника. Если не перевез – никто не заплатит. Предприятия ежемесячно подают отчет в Минтруда о фактически перевезенных льготных пассажирах, и это все зафиксировано документально. Какие-то фальсификации тут невозможны и недопустимы.
К тому же у нас сегодня и в предприятиях коммерческой формы собственности, у кого заключены договоры с Минтруда, осуществляется возмещение за льготников. Потому считаю – все объективно. Здесь должна быть честная конкуренция, тогда пассажир получит удовлетворение от качества услуг.
Муниципальный транспорт более безопасный и удобный. Проблема в том, что он достаточно изношен – на 95 процентов. Сейчас стоит задача модернизации и обновления подвижного состава, если МП этим вопросом не будут заниматься, тогда 3-4 года останется муниципальному транспорту существовать. Тучи над муниципальным транспортом сгущаются, и, работая в ПП-8, мы подумывали о приобретении нескольких новых автобусов «ПАЗ», и договоры уже были на подписи, и конкурс был проведен. Но потом на эти средства оплатили текущие налоги. Однако вопрос обновления стоит остро. В ближайшие два года надо понять, как его решить.
– Мнение населения (мы проводили еще небольшой экспресс-опрос): нам все равно, кто будет нас возить, главное, чтобы проезд не поднимали и ждать транспорт было недолго...
– Позиция мэра Омска и моя – цена на проезд должна остаться не выше 22 рублей. А по поводу стоимости... Вот СМИ написали, что в Омске она самая высокая по сравнению с другими регионами. Но это не соответствует действительности. Например, в Екатеринбурге, Самаре, Петербурге... В среднем стоимость проезда колеблется от 19 до 25 рублей. Но почему все забывают, что, приобретая электронные проездные билеты, омичи могут ездить по 19 рублей.
– Это в каком-то смысле экономия, но так как некоторые маршруты убрали, чаще приходится ездить с пересадками. К тому же сейчас не «поскачешь» как раньше, когда были бумажные проездные, ведь за каждую поездку снимается денежка. Не задумывались о вводе 90-минутного проездного?
– «Пассажирсервис» постоянно мониторит информацию, получаемую от жителей Омска. И мы уже задумались о расширении видов электронных проездных. В первом квартале 2017 года мы дадим уже определенные предложения с учетом мнения горожан. Планируем также расширить способы оплаты и пополнения электронных карт.
– А что касается мечты омичей – сократить время ожидания транспорта, быстро добираться... Наземное метро – это идея фикс, особенно в ситуации безденежья?
– Это идея, в которую были бы зарыты миллиарды рублей. Это нерационально. Нужно сначала привести в соответствие и сохранить то, что имеем. Муниципальный транспорт сегодня работает в нашем городе. В других регионах, где его похоронили, прилагают все усилия, чтобы восстановить. Без него, особенно городам миллионникам, очень тяжело. На сегодняшний момент лучше синица в руках, чем журавль в небе. Задача на ближайшее время – повысить эффективность работы муниципальных предприятий. Тем более что 7-е и 8-е отработали по итогам 10 месяцев с прибылью. Остальные тоже нужно направить на эффективную работу.
– А на чем вы лично ездите на работу и откуда? Может, провести эксперимент и выдать чиновникам проездные, обязав их ездить на работу только на муниципальных видах транспорта в течение года. Или чтобы они попробовали уехать-приехать с окраин и обратно... Как до депутата Горсовета Иванова, который несколько часов кряду дожидался на морозе городского автобуса №14. Что думаете?
– Интересная мысль. Возьмем на вооружение. Если бы общественный транспорт работал по ночам... Я ведь живу за Кировским округом, в Магистральном, в Омском районе. Добираюсь в пределах часа на работу и обратно на личном автомобиле, причем уезжаю очень рано, возвращаюсь очень поздно. Но я никогда не прятался от народа в кабинете. Всегда открыт для диалога. Сейчас проводятся выездные совещания еженедельно с КТОСами в районах Омска. Выезжает и мэр города, и первый заместитель мэра, и директор дептранспорта. Отвечаем на вопросы. И в муниципальные предприятия запланированы выезды. За декабрь проедем все, посмотрим, где есть положительный или отрицательный опыт, и разработаем стратегию.
– Вы после нового назначения перешли на ненормированный рабочий день, для семьи время остается?
– Я и раньше так работал, даже по выходным. По субботам с утра до 12 часов, в воскресенье, наоборот, приезжал после 14, потому что к новой трудовой неделе надо было подготовиться. То есть полноценных выходных не было как таковых и сейчас нет.
Времени на семью остается очень мало. У меня три сына. А когда у человека большая семья, у него большие обязательства. Их надо выполнять, обеспечивать семью, тем более у нас экономически сложное время сейчас для всех. Плюс гражданский долг надо выполнять. Это опять же для детей пример.
– Как говорится, мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Вы в этом, получается, преуспели?
– Я живу в своем доме на земле, потому деревьев насадил, сыновья подрастают – старший учится в 10 классе, младшие в детский садик ходят.
– А на хобби времени нет?
– На увлечения времени не остается. Единственное, дважды в год стараюсь выезжать на открытие охоты, не с целью отстрела каких-то животных, а сменить обстановку, выехать на природу, отвлечься от проблем. Но не всегда получается.
Сейчас моя главная задача, которой я увлечен, – создать в правовом поле всем перевозчикам равные условия, я против нечестной игры.