Управляющий омским отделением Сбербанка сравнил менеджеров с пчелиным ульем и рассказал о своей формуле успеха.
– Игорь Алексеевич, Вы с детства хотели стать управленцем?
– Да. Мне мой дедушка сказал, что первое мое желание было стать председателем колхоза. Не помню, сколько мне тогда лет было... Может, десять, может, одиннадцать. Не знаю, серьезно это или нет, но это правда. Потом в школе я был секретарем комсомольской организации, был председателем совета дружины и заместителем секретаря комитета комсомола. Потом я чуть поучился и все, с 1996 года я уже менеджер. Сначала я руководил филиалом, потом чуть большим филиалом, потом еще больше... И вот так.
– За это время у Вас выработалась своя собственная формула успеха?
– Если коротко, то формула успеха такова: «Бери больше, кидай дальше и отдыхай, пока летит». Это самая простая формула. А если ее перевести на язык более литературный, так скажем, то на самом деле это просто четыре основных составляющих: 1. Не бойся ответственности, 2. Бери ее на себя, 3. Будь рациональным трудоголиком, 4. Знай всегда, что короля играет его окружение, то есть команда, как сейчас принято говорить. Но самое главное – это постоянное обучение. То, что я сейчас пропагандирую среди молодежи. То, что «я закончил институт, теперь можно расслабиться» – это полная чушь.
– Расскажете подробнее о своих принципах менеджмента?
– Мне очень нравится одна цитата. Теодор Рузвельт сказал: «Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть и там, где ты находишься». Менеджмент – это не творчество... Менеджер – это не писатель, не литератор, не экономист и не физик. Менеджмент – это регулярно повторяющиеся действия для достижения результата. Каждый день ты должен делать какой-то набор управленческих действий, чтобы прийти к определенному результату. В основном, эти действия одинаковы, стандартны. Можно сказать, что основные принципы менеджмента применимы ко всему. Будь это управление больницей, университетом, банком и так далее. Хорошо, когда ты специалист и развиваешься в определенной отрасли как менеджер. Но классного менеджера можно использовать в любой отрасли, потому что везде стандартные принципы менеджмента. Если ты делаешь все правильно, с той или иной погрешностью, ты все равно добиваешься результата. Но тут действует еще один важный принцип – любая цель должна быть релевантна, достижима. Это классика.
– Скажите, а на что Вы обращаете внимание при приеме на работу сотрудников? Что-то же должно цеплять...
– При приеме на работу важно, чтобы будущий сотрудник ставил перед собой амбициозные цели. Человек должен иметь способность работать в команде. Плюс ко всему, для нас важно, чтобы человек обладал эмпатией – способностью слышать другого. И последнее, человек должен быть человеколюбивым. Мы сервисная организация и для нас очень важны отношения между людьми. Важно, насколько ты любишь окружающих. «Как ты относишься к детям?» – примерно такие вопросы задаем.
– И за какое время можно «раскусить» кандидата?
– Примерно за часовое собеседование понять реальные управленческие навыки практически невозможно. Это анкета. К этому можно подготовиться. А вот вопросы «Есть ли у вас домашние животные? Сколько у вас детей?». Они дают основание понимать, как человек будет вести себя в команде. Самое главное, если ты управляешь большим коллективом, ты должен понимать, куда ты встраиваешь того или иного человека, в какую команду. Очень важно, чтобы команда понимала и приняла этого человека. И только тогда будет результат.
– Вы говорите о команде, а как в наше время создать такую, чтобы она была с вами до самого конца?
– Это иллюзия. Все очень просто. Во-первых, если ты делаешь сильную команду, то там всегда созреют лидеры. И он будет не один. И это здорово. Вот знаете, природа так устроена. Представьте себе пчелиный улей. Там есть матка. Потом вдруг рождается другая матка и ее вовремя не «отстрелили». И вот у них начинается борьба. В результате одна другую вытесняет. Но она же ее не убивает, а просто вытесняет из улья. Эта матка поднимается, садится на дерево и начинает собирать пчел. И какое-то количество пчел собираются около нее. Это называется рой. Если пчеловод этого не заметил, то рой поднимается и улетает в «лучшие времена». Вся та же самая история и с менеджерами. Когда в команде вырастает много лидеров, ты их не удержишь.
– Давайте немного поговорим о бизнесе. Вы никогда не хотели открыть собственное дело? Банк, например?
– Создание банка сейчас – это очень капиталоемкая работа. Поскольку современный банк – это уже не банк. Как сказал Герман Греф, мы больше, чем банк, больше не банк, больше не данность. Сейчас нет понятия классического банка. Что касается бизнеса, то я еще не готов. Еще интересна банковская сфера. Создавая сейчас малый бизнес, я становлюсь предпринимателем, управляющим маленьким количеством персонала. И, в основном, занимающийся сам. Это переход в иную плоскость. Тут ты начинаешь просто делить какую-то идею. Это хорошо, и я, наверно, к этому приду. А то, чем я сейчас занимаюсь, это большой менеджмент, поскольку управляешь большим количеством разных людей с разными направлениями деятельности. Это другой интерес.
P.S. Все материалы спецпроекта «100 топ-менеджеров Омска» читайте в 45-м номере журнала «Бизнес-курс» от 23.11.2016. Номер в продаже с 23 ноября. Заказать его с доставкой можно спецкурьером в офис (т. 399-081, 399-082), а также приобрести в киосках «Роспечати», «Дилижанс» и у частных распространителей.