Коммунальщики добиваются таким образом повышения тарифа.
На сегодняшнем заседании комитета Омского горсовета по ЖКХ обсуждались проблемы «Тепловой компании». Глава РЭК Олег Голубев выступил с предложением: повысить предельный рост тарифа для коммунальщиков с 5,8% аж до 14,8%. Причиной тому было названо тяжёлое состояние компании, расходы которой сейчас не покрываются платежами потребителей. Предполагается, что тариф на отопление должен вырасти на 6 рублей с квадратного метра, а на горячую воду – до 9 рублей. В результате, по подсчётам РЭК, семья из трех человек, живущая в квартире площадью 54 «квадрата», должна будет платить за отопление на 324 рубля больше, а за горячую воду – на 52 рубля больше.
В 2014 году, по словам Голубева, ситуация была нормальной, а вот в 2015-м тариф был снижен (почему это произошло, депутаты выяснить не смогли). «Тепловая компания», вынужденная брать на баланс бесхозные сети, ушла в минус.
Глава «Тепловой компании» Владимир Тухватулин рассказал обо всём этом подробнее.
– За 2 года мы недополучили, утратили безвозвратно более полумиллиарда. Из-за ухудшения ситуации произошёл разрыв со Сбербанком, была ликвидирована кредитная линия на 300 миллионов, которая позволяла преодолевать летний кассовый разрыв. В результате мы последние полтора года находимся на грани выживания. Единственный выход из ситуации – увеличение предельного индекса. Прошу депутатов рассмотреть это... лояльно, что ли.
Прошу учесть, что мы – единственное предприятие, которое полностью работает на город и находится под контролем власти. Если не поднять тариф, город просто потеряет компанию.
Оказалось, что не все депутаты готовы проявлять лояльность, слыша очередную просьбу повысить тариф. Геннадий Дроздов задал вопрос по существу:
– Каковы причины возникновения такой ситуации?
Тут выяснилась поразительная вещь (особенно она впечатляет, конечно, в связи с погодой последних дней): виной всему мягкие омские зимы.
– У нас снижается полезный попуск тепла из-за тёплых зим, – рассказал Тухватулин. – Спрос снижается, а наши расходы остаются прежними. Кроме того, появляются бесхозные сети, которые администрация закрепляет за нами, а источники финансирования по этим сетям не появляются.
– Но ведь при тёплой зиме расходы должны быть меньше! – возразил Дроздов. – Если этого не происходит, значит, надо менять систему!
– Эта система строилась десятилетиями... – вяло оправдывался глава «Тепловой компании».
Дальше слово перешло к депутату ЗакСа Валерию Кокорину.
– Почему вы не обращались в Горсовет, когда вам снизили тариф? Почему пришли только сейчас, чтобы поставить нас перед фактом?
– Мы везде были, везде писали, – начал объяснять Тухватулин. – Пытались судиться, но судебная система работает против... Оставалось только коллектив с плакатами вывести.
Кокорин попытался подвести итог:
– Тяжёлое решение надо принимать. Я думаю, «Тепловая компания» работает только потому, что обещает кредиторам заплатить после роста тарифа. Если мы отклоним это предложение, позиция кредиторов изменится, и город может замёрзнуть. Мы в безвыходном положении, и причина тому – тарифы.
Но тут слово взял Алексей Ложкин:
– Здесь необходимо разбираться прокуратуре, правоохранительным органам: почему тариф был снижен? Получается, что так РЭК может уничтожить любую компанию. А будут говорить, что депутаты опять повысили цены. К чему сейчас готовят предприятие – к продаже? Чем занимается губернатор, почему не следит? Нас опять подвели к тому, что либо мы принимает решение о росте тарифа, либо всё, каюк.
Выслушав это выступление, депутаты перешли к голосованию. Большинство поддержало рекомендацию Горсовету принять предложение РЭК.
Напомним, «Тепловая компания» – не единственное муниципальное предприятие, которое требует поднять тарифы, называя это единственным способом выжить и защитить интересы омичей. При этом проблема борьбы за эффективность, как мы видим, вообще не рассматривается. Муниципалы просто предлагают брать с потребителей ещё больше денег.