Известный юрист, экс-телеведущий и экс-прокурор Юрий Кобзев подал иск к пенсионеру-инвалиду, который пытается уличить правоведа в… мошенничестве!

Третьей стороной по этому во многом показательному для города Омска процессу (см. 2-7209/2016) проходит и наша редакция (в лице СМИ «Информационное агентство Александра Грасса»).

В Ленинском районном суде г. Омска (судья Любовь Авдеева) началось рассмотрение иска ИП Кобзев Ю.А. к гражданину Доля Б.Г. «о защите чести, достоинства и деловой репутации».

Поводом для обращения к Фемиде послужила публикация «В Омске силовики возбудили уголовное дело на (не)известного юриста!» (см. здесь), в которой информативно излагается имеющая место в действительности местная уголовная коллизия: группа (по их мнению) обманутых омичей обратилась в правоохранительные органы с требованием вернуть средства, ранее переданные юристу Ю.А. Кобзеву в связи (как они считают) «с не предоставлением последним качественных и результативных услуг». Граждане считают, что правовед «злоупотребил их доверием», «присвоил их деньги мошенническим путем». Требуют наказать «партнера» по всей строгости Закона.

И вернуть им деньги.

Об чем спор?!

Безусловно, последнюю точку в том или ином обвинении ставит судебная инстанция, но то, что после многочисленных обращений горожан в правоохранительные инстанции местной полицией возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество» (ч.2 ст.159 УК РФ) в отношении «не установленного лица» – это факт. Об этом, собственно, и шла речь в «спорной» публикации.



В статье имеется ссылка на мнение одного из граждан, который проходит по уг./делу в качестве «потерпевшего». Данный статус пенсионер и инвалид Борис Доля получил официально после пяти лет своих бесконечных обращений в силовые инстанции Омска и Москвы. О своем опыте общения с юристом Юрием Кобзевым и поведал мужчина редакции (цитата):

«…как рассказал нам один из заявителей и потерпевших омич Борис Доля, он уже пять лет требует вернуть ему 75 тысяч рублей, которые он передал юристу Кобзеву для решения вопроса в судебной инстанции о предоставлении жилья инвалиду. Как утверждает гражданин Доля, сделать это известный правовед собирался, своеобразно воздействуя на судейский корпус! Но Фемида вынесла законное решение, торпедировав все состоявшиеся, по словам гр-на Доли, договоренности. Деньги заявителю так никто и не вернул.

До сих пор».

Без вины пострадавший

Именно эти сведения, распространенные в СМИ, «индивидуальный предприниматель в сфере предоставления правовых услуг» Кобзев Ю.А. и пытается признать «недостоверными и подрывающими» его «деловую репутацию»!



С автора сведений – инвалида Бориса Доли «обиженное лицо» также требует и компенсацию морального вреда в сумме 30 тысяч рублей. В обоснование суммы истец пояснил, что в течение пяти лет он и члены его семьи подвергаются систематическому преследованию со стороны пенсионера, как по телефону, так и физически. В его адрес звучат бесконечные угрозы расправы, уничтожения движимого и недвижимого имущества. Члены семьи устали, затерроризированы, запуганы.

От СМИ истец требует удаление всей порочащей его публикации из сети интернет, мотивируя это «как реализацию одного из способов защиты своих не материальных прав».

Как предусмотрено Законом.

«Благая весть» – 1

С большим физическим трудом, но прибывший в суд Ответчик заявил, что пояснения редакции СМИ относительно его отношений с юристом Кобзевым давал.



Все, что написано в публикации – написано с его слов и является правдой. Более конкретно пояснил, что в 2011 году регулярно смотрел телепередачи с участием Юрия Алексеевича, они ему нравились. По номеру телефона из телевизора он дозвонился до ведущего и рассказал свою историю. Как полагал юридически неграмотный пенсионер, ему по Закону полагалось бесплатное жилье по инвалидности и принадлежности к семье ветерана Великой Отечественной войны.

Юрист пообещал разобраться.

Разговор у них состоялся 25 апреля 2011 года («как сейчас помню!» – причитал ответчик), а уже 30 апреля ему на домашний телефон раздался звонок от господина Кобзева, по которому тот сообщил радостную весть, что его вопрос практически решен, но нужны деньги, причем срочно.

Сегодня же!

Подписано, и с плеч долой

Пенсионер в этот же день снял с банковского счета последние «гробовые» 50 тысяч (на книжке осталось 7 рублей!) и передал их приехавшему к нему домой юристу.

О взаимных обязательствах был составлен договор, как убеждал правовед (со слов Доли), «для формальности». После этого общение с Юрием Алексеевичем на пару месяцев прекратилось. Исковое заявление, написанное и поданное юристом Кобзевым в интересах гр. Доли Б.Г., дважды осталось без движения в Центральном районном суде г. Омска. По каким причинам – пенсионер до сих пор не знает. По словам же юриста, гражданин сам не пожелал присутствовать в суде, а по версии одной из соседок инвалида он «просто запил». Не имея на руках нотариальной доверенности, юрист был бессилен что-либо сделать в интересах своего клиента.

– После этого я выезжал на домашний адрес Кобзева требовал свои деньги назад, но мне было сказано, что все договорные обязательства передо мной выполнены, – продолжил рассказ Б.Г. Доля.

Это еще не все.

«Благая весть» – 2

Еще через месяц Юрий Алексеевич, со слов Бориса Григорьевича в суде, вновь проявился и сообщил еще одну радостную весть – жилищный вопрос Доли неожиданно разрешился сам собой.

В его пользу.

При этом были названы фамилии Эрлих и Шенфельд, которых пенсионер также «в глаза не видел» и «раньше про них ничего не слышал». Но… для закрепления успеха «срочно нужны еще 25 тысяч рублей»!

– Было это 20-го июля 2011 года, – опять без доли промедления назвал точную дату ответчик.

Видимо, дни расставания с кровной наличностью буквально въелись в память пенсионера, для которого каждая тысяча, по его определению, «на вес золота». Результат вторичного, по версии ответчика, финансового вливания в квартиру оказался тот же, что и прежняя сумма в два раза большая: юрист окончательно пропал с жизненного горизонта своего «доверителя».

Вот отсюда, по мнению гр. Доли Б.Г., и накопилась задолженность юриста Кобзева перед ним в озвученные для СМИ 75 000 рублей.

Ни копейкой меньше!

Юридическая «пятилетка»

После этого отношения между «сторонами по юридическому договору» вконец испортились.

Правовед внес телефон пенсионера в «черный список», как предположил Борис Григорьевич, двери ему по месту жительства юриста никто не открывал, а редкое общение на лестничной площадке шло на высоких тонах и с ненормативной лексикой.

Потом на пенсионера, с его слов, посыпались заявления в полицию, в медучреждения, где его обвиняли в домогательствах, в угрозах, в психическом заболевании. Он вынужден был давать объяснения. Органам правопорядка, соседям, медикам.

Одновременно с заявлениями на юриста Кобзева в полицию, в прокуратуру, в администрацию Президента и иные инстанции обращался и пенсионер Доля. В течение 5 (пяти) лет – с 2011-го по 2016-й годы. Переписка имеется в наличии и будет приобщена к тексту его отзыва. Как пояснил Борис Григорьевич Фемиде, средства в сумме 75 тысяч рублей он передал Юрию Кобзеву в качестве оплаты его услуг «по решению вопроса о предоставлении жилья». По словам гражданина Доли в суде (и как он понял это из разговора с юристом), тот обещал ему за эти деньги не представительство в суде (по устному ходатайству), а именно «решение вопроса» с конкретными судьями. Фамилии служителей Фемиды, которым «выпала честь» заочно участвовать в договорных отношениях между «истцом Кобзевым» и «ответчиком Долей», последний озвучил вслух. И пояснил, что эти фамилии впервые в жизни услышал именно от истца.

– Откуда бы я их знал?!

Железная логика

Юрист Кобзев, в свою очередь, ссылается на конкретные гражданские дела Центрального и Ленинского судов, где, по его мнению, доказательно отражена его позиция:

– «все договоренности с гр. Долей Б.Г. «им «выполнены»,

– «в срок и качественно»,

– недоразумения, связанные с оставлением заявлений без движения – «полностью вина ответчика»,

– договор между ними «подписывался не на 50 000 рублей, а на… 500 рублей»,

– документ пенсионер Доля «фальсифицировал».

Доказательства всего этого суду будут предоставлены.

Позже.

С миру по нитке…

Ответчик ходатайствовал о вызове в судебное заседание свидетелей, которые попали в аналогичную жизненную ситуацию. С юристом Кобзевым в качестве главного действующего лица.

Суд удовлетворил пожелание пенсионера при категоричном возражении истца. Заслушанная пенсионерка Надежда Высоцкая показала, что в 2013-м году обратилась за помощью к юристу Кобзеву. Заплатила 50 тысяч рублей. Но по ее договору «Юрий Алексеевич ничего не сделал», «пальца о палец не ударил», так как тут же предложил иной вариант решения ее вопроса, как бы более правильный с правовой точки зрения – с участием в качестве стороны по делу ее дочери. О чем был составлен еще один договор, уже на 30 тысяч рублей. Деньги опять передали юристу.

В полном объеме.

Представитель один раз, по словам свидетеля, на их машине побывал в Исилькульском суде. После этого все остальные движения по сложному гражданскому делу, которое до сих пор вялотекущее расследуется в правоохранительных органах она с супругом «осуществляла сама». Юрист Кобзев, как потом стало известно Надежде Ивановне, в это же время активно посещал органы полиции, где в отношении него рассматривалось заявление одной теперь знакомой ей гражданки.

Такой же недовольной.

«На экране» и «по жизни»

Юрий Кобзев все время опроса свидетеля Высоцкой Н.И. повторял, что его «оговаривают», все обязательства он «исполнил вовремя и профессионально»:

– Сведения гражданка Высоцкая дает ложные и не имеющие отношения к существу заявленного в отношении Доли исковых требований! – взывал к суду истец.

Вообще, в течение всего заседания Юрий Алексеевич, по сути дела, пытался единолично руководить процессом. Такое сложилось впечатление. И не у одного меня. Перебивал ответчика, который его постарше и которому по состоянию здоровья судья Любовь Авдеева разрешила давать пояснения и задавать вопросы сидя. Третьему лицу, вообще, открыто угрожал то «темной подворотней», то «судебными тяжбами с неблагополучным исходом». Фамильярность в речи и снисходительность в голосе, вообще, стали неотъемлемой частью сценического образа истца в этом заседании.

Судья Авдеева, видно, что человек весьма лояльный и терпеливый, и та дважды сделала истцу замечание за излишне стилистически окрашенную лексику.

Прямым текстом Юрий Алексеевич высказал и свои намерения относительно своих дальнейших планов по реабилитации: сначала он рублем накажет граждан, позволивших себе высказаться в его адрес нелицеприятно, а затем наступит очередь заняться и СМИ:

– Я очень долго ждал, когда они все вылезут, – не скрывая какой-то не поддельной радости, излагал вслух господин Кобзев. – Вот они вылезли, теперь наступает час моего торжества!

Жаль, что не было видеокамеры, а только диктофон. Не плохой бы получился сюжет.

Для «12 канала»…

На старые дрожжи...



Фемида тем временем удовлетворила ходатайства ответчика и третьего лица «об истребовании сведений из УМВД относительно существа возбужденного уголовного дела, заявителей, текста их жалоб».

Видимо, официальное подтверждение факта возбуждения уголовного дела раньше даты публикации и продолжение расследования в настоящем позволят реабилитировать ту часть информации, которую истец требует признать «недостоверной, порочащей его честь, достоинство и деловую репутацию».

Как известно из судебной практики, размещение сведений о заявлениях, жалобах, официальных обращениях, по которым проводятся (или проводились) проверки, а тем более возбуждено уг. дело, как правило,  освобождает СМИ от ответственности по статье 152 ГК РФ. Впрочем, свое видение хода судебной коллизии у ответчика Доли. Он планирует заявить юристу Кобзеву встречный иск.

Вполне даже обоснованный:



По словам Бориса Доли, обманутых граждан юристом Кобзевым «сотня человек». Потом их стало уже «две сотни», а под конец разбирательства Борис Григорьевич упомянул уже о «трехстах пострадавших». Видимо, припомнив известный  фильм про спартанцев. Которые не сдаются.

– Может, три тысячи, – не вытерпел надругательства над своими юридическими способностям Юрий Кобзев.

Сказано это было под занавес процесса вполне корректным человеческим тоном, поэтому все участники просто улыбнулись. На том и расстались.

До 1 декабря.

Александр Грасс