В ходе международных учений омские дорожники превозмогли вымышленный мороз и вполне реальный снегопад.
В декабре 2012-го на трассе М-10 в Тверской области возник серьёзный затор. Не чета омским пробкам: тысячи легковушек и грузовых фур стояли в снегах почти трое суток; водители и пассажиры опустошили все местные магазины, МЧС пришлось экстренно организовывать подвоз продовольствия и топлива для замерзающих людей.
Власти сделали выводы из этого коллапса; с тех пор в России каждую зиму проводят учения дорожных служб и спасателей, направленные на предупреждение и ликвидацию подобных ЧП. Этой осенью подобная тренировка прошла на территории нашего региона.
Омские учения стали первыми в своём роде: на этот раз в ликвидации учебной аварии участвовали не только россияне. На помощь омичам пришли дорожники соседнего Казахстана.
Согласно легенде учений, на 178-м километре трассы Омск-Павлодар произошло серьёзное ДТП. Водитель бензовоза, потеряв в условиях метели ориентацию, выехал на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с пассажирским автобусом.
В корму грузовика влетела не сумевшая вовремя среагировать «Волга», а по обе стороны от ДТП начала выстраиваться солидная пробка. Погибших, к счастью, нет, но количество раненых приближается к двум десяткам.
«Погода решила сделать нам подарок», – отметил открывший учения вице-губернатор Станислав Гребенщиков. И действительно: снег валил как в декабре, видимость была ограничена. Не двадцатью метрами, как полагалось – то поверить в реальность учений было несложно.
А вот сибирский мороз «подкачал»: по сценарию должно быть под минус 30, в то время как в реальности столбик термометра едва достигает минус шести. Впрочем, по внешнему виду собравшихся этого не скажешь – большинству заблаговременно раздали спецкуртки «Росавтодора».
Первыми к месту происшествия прибыли снегоуборочные машины: их задачей было расчистить обочины, чтобы к столкнувшимся машинам могли проехать спасатели.
С обеих сторон от ДТП начал скапливаться «хвост» из легковых автомобилей; для того, чтобы с ним разобраться, приехали черлакские ГИБДД-шники.
К месту происшествия тем временем подтягиваются реанимационные автомобили; медики начинают оперативно оказывать помощь пострадавшим.
Перед началом учений собравшимся продемонстрировали весь арсенал омских специальных служб. Здесь и полевой госпиталь, и мобильный фургон гидрометеоцентра, и снегоуборочный аппарат с пугающим названием «шнекоротор» и не менее пугающей внешностью.
Важной задачей учений является отработка взаимодействия разных структур – как российских, так и казахстанских. Потому к уборке территории условного ДТП от условного снега подключаются машины «Казахавтодора».
Прибывают и спецмашины российских спасателей – полевая кухня на гусеничном ходу и вездеход «Бобёр». Лихо проехавшись по буеракам, они исчезают в степи, прихватив с собой условных раненых. Их общее количество, кстати, немного не дотягивает до двух десятков.
Прибывшие машины МЧС освобождают из железного плена водителя «Волги», грузят последних раненых, растаскивают столкнувшиеся автомобили и освобождают дорогу от последствий столкновения. Последнее, впрочем, чисто виртуально: эта операция омскими спасателями отработана и в дополнительной тренировке не нуждается.
Столичные и зарубежные посланцы – представитель «Росавтодора» Александр Яхнюк и председатель комитета автомобильных дорог Республики Казахстан Мереке Пшембаев – ходом учений остались довольны. Когда журналисты спросили, было ли допущены какие-нибудь ошибки, высокие гости затруднились с ответом.
«Надеюсь, что в дальнейшем мы будем встречаться только на учениях, а настоящих чрезвычайных происшествий не произойдёт», – резюмировал Гребенщиков.